Зеркалки против беззеркалок

Aug 27, 2012 12:00

Что-то в последнее время  у меня это стало часто обсуждаемой темой. И аргументы в ту и другую сторону то забываются, то всплывают новые... в общем - непорядок, надо всё разложить по полочкам. Разумеется, я имею ввиду сравнение с кропнутыми зеркалками. Полнокадровые на данный момент вне конкуренции. Итак, что хорошо у зеркалок в сравнении с беззеркалками:
  • Оптический видоискатель (ОВИ). Чем он уж так хорош? Тем, что видишь сцену в реальном времени и собственными глазами. Полное отсутствие задержки хотя бы на стадии визирования - это тоже очень хорошо. Правда, Никон1 со своей "машиной времени" уже переплюнул это достоинство, но там слишком много других проблем. Только не надо идеализировать. ОВИ кропнутых зеркалок, особенно начального и среднего уровня, порядком тёмен, мелок и в него толком ничего не разглядишь в условиях, далёких от идеальных. А уж про ручную наводку на резкость там можно просто забыть.
  • Следящий автофокус (АФ). С этим не поспоришь. Даже у самых дешевых зеркальных камер ведущих производителей он работает и им можно пользоваться. При этом, например, у Никона есть совершенно замечательный режим, когда объект подхватывается и отслеживается соседними точками фокусировки при выходе из первоначальной зоны. Да, это срабатывает не абсолютно всегда, но даже то, что есть очень впечатляет. Однако и тут надо помнить, что если привод АФ в объективе тормозной, то и следящий АФ будет работать фигово. Беззеркалки, правда, пытаются подтянуться и в этом направлении, внедряя датчики фазового АФ прямо в матрицу. Результат пока не очень, но это лишь вопрос времени. 
  • Один скорее исторический момент. На зеркалки всех более-менее распространённых систем понаделано столько объективов, что не составляет большого труда подобрать желаемый по фокусному расстоянию (ФР), оптическому качеству, светосиле, цене, размеру и т.п. - вплоть до диаметра резьбы под фильтр. Например, проблема сверхширокоугольника в принципе нерешаема для всех беззеркалок, кроме системы микро43, где есть единственный дорогущий Панасоник 7-14. На зеркальный Никон я ещё выбирал, что взять и в итоге без особого напряга купил превосходную Сигму 8-16.
  • Основная электроника аппарата активно работает только когда производится снимок. Это означает, что 99,99% времени там ничего не греется и не расходуется батарея. Со всеми вытекающими.
Ну, то есть всё перечисленное одновременно можно считать недостатками беззеркалок. Но ведь есть у них и достоинства, которые одновременно будут зеркалочными недостатками? Ну ещё бы:
  • Небольшой размер и вес. Тут дело не только в том, что шея не устаёт. Тут гораздо более широкая перспектива. Но, разумеется, только если используется оптика, не противоречащая концепции - маленькая и лёгкая. Во-первых, действительно, шея не устаёт. Более того, таскать беззеркалку удобнее как мыльницу - на кистевом ремешке. Во вторых, позволяет обходиться существенно более мелкими сумками для транспортировки, которые мало того, что более комфортны, так ещё с ними не надо заморачиваться сдачей в камеры хранения и гардеробы разных музеев и театров. Более того, часто можно обходиться вообще без сумки, если получается распихать всё по карманам. Для зеркалки такое в принципе недостижимо. Далее. Не привлекает внимание, в т.ч. в музеях. Когда я снимал зеркалкой в Русском музее, оплату соответствующего разрешения с меня спрашивали в каждом зале. В буквальном смысле. Когда я там же снимал Панасоником GF-1 - только раз зачем-то попросили отключить вспышку. А ещё не требует мощного тяжелого штатива. Это очень облегчает жизнь, в том числе и в прямом смысле.
  • Визирование по экрану. Тоже многогранная тема. Это и панацея для тех, кто носит очки, и возможность лучше оценить компоновку кадра, не завалить горизонт, и глупый вид, не привлекающий лишнего внимания, и возможность подобраться к пугливой "добыче" с камерой на вытянутых руках или просто просунуть её в какую-то неудобную и маленькую дырку, опустить до земли или поднять над головой. Правда, у современных зеркалок тоже есть возможность визирования по экрану (live view), но у большинства оно реализовано так, что использовать не хочется.
  • Всеми замерами занимается матрица, а не отдельные датчики. Это означает более точный и тонкий экспозамер, баланс белого (ББ), АФ без бэк и фронт фокусов. Проще конструкция, меньше юстировок. А ещё это позволяет использовать линейные полярики. Не уверен, что это общая тенденция, но тот, что у меня был, жрал ровно вдвое меньше света, чем циркулярные.
  • Зеркало не хлопает. Правда, всё ещё хлопает затвор, но после выхода того же Никона1 это уже тоже скорее вопрос времени.
  • Электронный видоискатель (ЭВИ). Как же так? Я же вроде записал ОВИ в достоинства зеркалок, следовательно его отсутствие в беззеркалках можно причислить к недостаткам последних... но у всякой медали есть оборотная сторона. Когда я посмотрел в ЭВИ самой первой беззеркалки - Панасоника G1, то просто обалдел. Ничего подобного я не видел со времён плёночного Пентакса LX. При всех его недостатках, ЭВИ огромный и светлый. Это как если смотреть на монитор, диагональю дюймов двенадцать и разрешением 800х600. Там реально видишь кадр и это очень впечатляет. Ручная наводка на резкость - просто одно удовольствие. У современных аппаратов всё ещё лучше. Больше того, некоторые производители (например, Сони) догадались расположить ЭВИ слева и теперь можно спокойно в него смотреть, не упираясь носом в корпус. Смех-смехом, а для меня это проблема.
  • Маленький рабочий отрезок (РО). Лично для меня - сомнительное достоинство, поскольку с мануальными объективами я уже наигрался. Но, тем не менее, не упомянуть нельзя. Короткий РО позволяет ставить через простые переходники практически любые объективы, включая всякие легендарные дальномерочные лейки и цейссы, у которых РО существенно короче зеркалочного.

фототехника

Previous post Next post
Up