Самыми древнейшими народами, переселившимися к Кавказским горам, признаются, по истории Дербент-Наме, лезгины (под ними понимаются все горские народы. - Ред.). По сохранившимся преданиям их, они вышли из Северной Индии и провинции Лезги; скитавшись долгое время по разным странам, наконец, они достигли Кавказа и овладели полями южной части его, тут основали жилища свои и здесь пребыли постоянными обладателями около 800 лет до Р. X. По прошествии этого времени лезгины были вытеснены из спокойного владения своего пришедшим с юга многочисленным народом, гесир, или ясыр, именуемым. Сильный натиск и кровавые войны принудили их бросить свои жилища, отойти к горам и там, для безопасности, поселиться на неприступных высотах Южного Кавказа. Гесириане распространили владычество свое повсюду, даже вдоль морского берега и около Ширивана, назвав Каспийское море своим именем Бахр Ал-гасир. Гесир - на лезгинском языке жид, йясыр - невольник, а потому, следуя истории Дербент-Наме, можно допустить, что тот народ есть из тех десяти колен Израилевых, которые, по изведении из Палестины, поселены были частью в Мидии, а частью в Армении.
…..
Потом, около 100 лет до Р. X., появились страшные толпы монголов, вышедших из Северного Тибета и разлившихся от Баккара до Астрахани и гор Кавказских. Монголы, следуя в бесчисленном множестве под предводительством гакана (князь), по имени Сан-ан-ки, истребляли и захватывали с собой все те народы, какие им встречались на пути; наконец они избрали местом своего поселения Астрахань, Маскутом называвшуюся; таким образом, распространяясь далее к северу и западу, некоторые из них расположились около Казани, а другие по реке Куме и основали здесь Большой и Малый Маджар, построили великий город Татар, в котором заключалось до 200 тысяч жителей. Другие части монгольского народа и племена, с ними пришедшие, поселились в завоеванных ими городах - Балки, Гюльбах, Чиллад, Кизил-Кал, Семендер, Инче (Анжи. - Ред.) - и по другим местам. Сам же гакан избрал для своего пребывания город Гюльбах.
……
В то время, когда Магомет начинал распространять учение своей веры, монголы многие уже века обладали кавказской страной, и Магомет, желая бросить семена учения своего посреди отдаленных народов, отправил от себя к гакану посольство из ученых мужей, для наклонения его принять ислам, но послы его худо были приняты, им обрезали уши и прогнали обратно. Магомет, оскорбись жестоким поступком владетеля монголов, завещал при конце жизни своей приемникам калифата отомстить монголам и во что бы то ни стало отнять у них город Дербент, проповедуя притом, что этот город есть врата в вечность и что всякий мусульманин, принявший участие во взятии его, приобретет рай в будущей жизни.
Вследствие завещания Магомета, в 41 году мусульманской эры, послано было от Калифа Дамасского на Кавказ 14 тысяч воинов, которые, однако же, не принесли никакой пользы: они были разбиты гаканом, часть их взята в плен, а остальные прогнаны обратно. Потом, в 61 году, пришло на Кавказ 30 тысяч аравитян под предводительством брата царствующего калифа для непременного взятия Дербента; это войско одержало знаменитую победу над совокупными силами монголов и гесириан и, наконец, по многим военным хитростям завладело Дербентом и, укрепясь в этой твердыне, аравитяне начали распространять завоевание свое - они покорили своей власти провинцию Мискур, и принудили жителей ее принять магометанский закон.
В 103 году по магометанскому исчислению пришли в помощь первым войскам еще 40 тысяч аравитян; эти вновь прибывшие ратники стеснили гесириан и монголов (под монголами автор подразумевает предков кумыков тюрков-хазар. - Ред.), взяли город Тарту и, по трехмесячной осаде, завладели неприступной крепостью Инче (Анжи. - Ред.), которой развалины видны и доныне.
Хотя аравитяне и пользовались удачным успехом завоевания, однако же гакан монгольский (хазарский - Ред.) не был еще лишен владычества своего над Тесте-Капчатской землею (Дешт-и Кипчак в значении "Степь Кипчакская. - Ред.) и находившимися во владении его большими городами. Но народ, живший по реке Куме, в Большом и Малом Маджаре, не в состоянии будучи сносить бремя войны и частых набегов победителей, принужден был отпасть от власти гакана и переселиться в западные страны, где, вероятно, и споспешествовал основанию королевства Венгерского; примеру их последовали также жители города Татар, они переселились на земли Херсонские.
После смерти Сан-ан-ки, в столице Гюльбах, оставался управлять сановник его Яндырей (Эндирей. - Ред.), но он недолго сопротивлялся силе завоевателей и, дабы не проливать более крови подданных, покорился власти победителей, за что и оставался спокойным владельцем управляемого им города. По смерти его Гюльбах получил название Яндырей, который и до настоящего времени сохранил название свое Андреевская деревня, близ которой построена генералом Ермоловым крепость Внезапная.
…..
Один город Дербент управлялся особым начальником, под непосредственными повелениями калифа: он только в случае нужды должен был давать военную помощь Шахбаллу, а последнему поставлено в обязанность содержать всеми потребностями Дербентский гарнизон.
….
они в то же время разорвали союзную связь между собою, а потом каждый из них, почитая область свою уделом, себе принадлежащим, начал силой оружия утверждать право своего самодержавия, отчего возгорелось междоусобие и не прежде кончилось, как по взаимному изнурению сил их; от этого произошли отдельные, независимые одно от другого княжества Газе-Кумык, Кара-кайтаг и Табасаранское и, с того времени, владетельные князья их с получением достоинства принимали на себя наследственное имя первоначального князя, т.е. прародителя своего, как то: князь кумыкский именуется и доныне Шахбаллом, или Шафхалом, каракайтагский - Гемс, или Утим, и табасаранские, где один из двух кадиев, умертвив наследника княжества, присвоил себе права его, именуются до настоящего времени владетельными кадиями.
Взгляд на историю кумыков и Северо-Восточного Кавказа в 1855 году