Оригинал взят у
burenka2 в
10 способов манипулирования людьми с помощью СМИОригинал взят у
oksanasavenko в
10 способов манипулирования людьми с помощью СМИНоам Хомский (Aмериканский лингвист, политический публицист, философ) составил
список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой
информации.
Материал испанского издания Rebelion.
1 - Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания
людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими
и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения
информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием
отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам
возможности получать важные знания в области науки, экономики,
психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем,
переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того,
чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось
времени на размышления; с поля - в загон, как и все прочие животные
(цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2 - Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается
проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать
определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало
принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить
раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые
теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов
об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей
гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как
необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы
городских служб.
3 - Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно
внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом
были навязаны принципиально новые социально-экономические условия
(неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже
не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно,
то наверняка привело бы к революции.
4 - Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться
в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо
проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых,
потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды
на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых
от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше
времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно
принять их, когда наступит время.
5 - Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую
публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как
будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или
умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем
в большей степени он старается использовать инфантильные речевые
обороты. Почему? Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему
12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого
человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать
критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее
лет.
6 - Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием,
направленный на то, чтобы заблокировать способность людей
к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического
осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального
фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы
внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или
устойчивые модели поведения...
7 - Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы
и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей
воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным
классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем,
чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших,
оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
8 - Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным...
9 - Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен
в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его
умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий.
В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы,
человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого
себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего,
к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!
10 - Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели
к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей
и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система»
получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области
физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке
больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев
система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми,
чем они сами.