Ордынский татарин.
Хочу вновь вернуться к теме Червленого Яра.В своей книге А.А.Шенников прослеживает судьбу жителей Червленого Яра в последний период его существования и позднее , после того, как Червленый Яр перестал существовать.
Так, куда же делись свободолюбивые и непокорные червленоярцы?
Автор приводит различные версии историков И.Попко, В.Потто, Г.Ткачева о переселении части червленоярцев на Терек, примерно, в 1520-1530 годах, пытается проследить дальнейшую судьбу оставшейся большей части червленоярцев - ордынских татар и казаков.
Ниже, я привожу выдержки из книги А.А. Шенникова в хронологическом порядке:
"В 1549 г. заволжский ногайский мурза Юсуф в письме Ивану IV жаловался: «Холопи твои некто Сары Азман словет на Дону в трех и в четырех местех городы поделали...» и грабят ногайских купцов и послов на пути в Москву и из Москвы. В частности, ограбили возвращавшихся из Москвы купцов где-то «на Ворониже». На то же жаловались и два других мурзы
В свете всего, что нам теперь известно о Червленом Яре, вряд ли можно сомневаться, что Юсуф писал о червленоярцах, которых в середине XVI в., вероятно, начали называть казаками, точно так же как запорожцев и других подобных свободных общинников за пределами московских и польско-литовских границ.
Сары-Азман, - видимо, атаман данной группы казаков был, судя по имени, конечно, татарин, но не касимовский, а битюгский,т. е. свой, червленоярский.
Вероятно, в эти годы должна была кончиться относительная оторванность, изолированность Червленого Яра от остальной Руси, начавшей уже превращаться в Россию. А в связи с этим должно было начаться разрушение того специфического русско-татарско-мордовского культурного комплекса, который несомненно существовал до этого в Червленом Яру, и постепенное нивелирование червленоярцев сначала под общедонской казачий культурный стандарт, а затем и под стандарт общероссийский.
В последней трети XVI в. почти все хоперско-донское междуречье оказалось под контролем Московского государства.
Очевидно, червленоярской автономии был положен конец почти на всей территории хоперско-донского междуречья, включая и поселения на Хопре выше устья Савалы.
Имеются основания думать, что в начале XVII в. бывшие червленоярцы, удержались здесь под названием хоперских казаков.
После весьма активного участия хоперских казаков в восстании Булавина в 1708 г. много казаков погибло, три верхних городка - Пристанский, Беляевский и Григорьевский были уничтожены. Уцелевшие после разгрома казаки были оттеснены вниз по Хопру, частично выселены в Нижнее Подонье. Видимо, немалая часть хоперцев ушла с атаманом Некрасовым на Кубань и затем эмигрировала в Турцию, откуда их потомки лишь недавно репатриировались снова на Кубань.
Но, даже после, этого катастрофического разгрома, еще оказался возможным последний всплеск стремления к сохранению обособленной группы потомков червленоярцев. Часть выселенных казаков, не участвовавшая непосредственно в булавинском восстании, вскоре добилась разрешения вернуться и образовала в районе Новохоперска особую группу казаков, отдельную от хоперской группы донских. Из нее позже был создан Хоперский полк. В 1777 г. он был переселен в полном составе на Северный Кавказ, на «Кубанскую линию».
Остается выяснить судьбу битюгских татар. Куда же исчезли татары?
Еще в 1594 г. в одном документе мелькнуло сообщение о том, что при формировании военного служилого населения в районе Воронежа были набраны в состав городовых казаков не только переселенцы из более северных и западных мест, но и какие-то неизвестные лица, названные «донскими и волоскими (волжскими. - А. Ш.) казаками» (9, с. 402). Понять это буквально - довольно трудно. В 1594 г. под донскими казаками могло подразумеваться уже только Войско Донское, с червленоярцами или еще без них. Видимо, составители документа почему-то не хотели называть истинное происхождение вновь набранных городовых казаков.
Подобные случаи известны и в других районах московской «военной колонизации» XVI - XVII вв. Среди наделяемого землей военно-служилого населения оказывались наряду с явными переселенцами из точно указанных мест люди неизвестного происхождения, иногда в немалых количествах.
Московское правительство было заинтересовано в том, чтобы не отражать в документах наличие каких-либо старожилов на землях, занятых в ходе «военной колонизации».
Вот почему, можно предполагать, что в районе Воронежа под видом «донских и волоских казаков» записали в городовые казаки группу каких-то старожилов. В XVIII и XIX вв. потомки этих «служилых людей» оставались на своих местах в качестве крестьян-однодворцев, позже государственных крестьян, а потомки последних и сейчас живут там. И, именно у них, при этнографических обследованиях в середине XIX в. и даже в середине нынешнего столетия обнаружены характерные тюркизмы в языке - фамилии, прозвища и другие слова тюркского происхождения - и полукочевничьи пережитки в быту . Тут явно сохранилась группа обрусевших татар.
Полагаем, что произошло следующее. Если прихоперская, преимущественно русская часть червленоярцев при приближении московских войск и «сторож» подалась на юг и превратилась в хоперскую группу донских казаков, то битюгская часть червленоярцев, по происхождению татарская, наоборот, сместилась к северу и пополнила ряды московских «служилых людей». Вряд ли это было затруднительно для битюгских татар, которые давно жили среди русских, к концу XVI в., вероятно, уже основательно обрусели и среди которых, возможно, уже не осталось мусульман.
Впрочем, вообще в XVI - XVII вв. мусульманство не считалось препятствием для поступления в число московских «служилых людей» с соответствующим наделением землей - принуждение их к крещению началось лишь позже, в XVIII в. В связи с этим интересно, что даже в середине XIX в. автор этнографического описания, местный священник, назвал этих воронежско-усманских однодворцев «новичками» в христианстве.
Таким образом, хотя самостоятельное существование червленоярского общинного объединения прекратилось не позже чем в 1570-х гг., но потомки червленоярцев сохранились, судя по всему, и среди казаков Хоперского округа Войска Донского, и среди воронежских, и усманских однодворцев, вероятно, и среди русско-мордовского населения северо-восточной части хоперско-донского междуречья, а также, и в удаленных от прежней червленоярской территории местах - в станице Трехостровянской в излучине Дона, среди гребенских казаков на Тереке, среди русских казаков-«линейцев» на Кубани, а может быть, и среди потомков некрасовцев. Но, конечно, во всех этих случаях на старую червленоярскую основу еще много раз наслаивались разные другие переселенцы, русские и украинцы".
По книге А.А.Шенникова «Червленный Яр».