Нищета, это явление многообразное; сбор подаяния для кого-то необходимость, для кого-то профессия; отличить одно от другого, при должном разбирательстве в принципе можно, но для этого надо иметь разумные законы, чиновников, способных им следовать, традицию уважения к законам и грамотное население. У императора Петра не было ни того, ни другого, ни третьего, ни, тем более, четвертого. Первых трех составляющих, впрочем, во многих отношениях нет и сейчас. Целью царя была борьба с профессиональным нищенством, а решать, кто нищий по профессии, кто по нужде, он предоставил "подьячим с солдатами и приставами" и те его указ выполняли так, как это было удобно им, то бишь, гребли всех, кто под руку попался и передавали в Монастырский приказ, где дьяки также себя разбирательством не утруждали, да и инструкций к тому не имели. Это и есть вековая традиция российской юриспруденции; ее, по воспоминаниям А.Ф. Кони, наиболее ясно сформулировал митрополит Филарет Дроздов: "раз наказан, значит был виноват".
View the entire thread this comment is a part of