Изначальная форма "овладения" пространством и временем - это знание. Если говорить более точно - символические формы, в которые человек научился облекать реальность. Это, вероятно, самая первая, но и самая тонкая форма собственности: власть мысли, слова. Недаром во многих языках до сих пор сохранились выражения, подобные "схватывать на лету", "охватить мыслью".
Подобные пространственные метафоры как будто бы являются далеким отголоском тех времен, когда новоявленное Слово было активным принципом не только осмысления, но и освоения мира. В нем крылась магия, великая сила, подобная энергии атомного ядра. Но еще раньше, чем произнесено слово, является мысль: осознание, ясный отпечаток в уме, рисунок и карта события, места, лица.
Именно осознание и является изначальной властью. Именно осознание и в дальнейшем по-знание позволяет называть эту местность "моей", или этого человека "моим".
___________________________________________
Мне кажется, что позднейшие формы власти и собственности вовсе не являются высшими: они являются упрощением, огрублением изначальной чистой формы познания. Почему? Это можно объяснить двояко.
Изначальное познание - это всегда mapping, создание индивидуальной ментальной карты события, которая, несмотря на некоторые базовые узлы, общие для всех носителей языка, имеет строго индивидуальные черты, и тем больше этих черт, чем более трезв взгляд человека. Познавая данное явление, лучше не иметь о нем никаких сведений и изучать его с самого начала: тогда в познании будет лишь экзистенция, а не культура, только жизнь, а не социальные и исторические маркеры.
Когда возникает частная собственность, культура и традиции, mapping становится строго обусловленным, и начинают очерчиваться границы между пространством, временем, между точками пространства, поскольку возникает общее ментальное пространство, которое считается единым "миром".
Между тем, создать общие для двух людей границы в двух сугубо индивидуальных картах реальности невозможно, поскольку каждый рисует объекты по-своему, поэтому найти между ними "общие" точки как раз и значит начать строить социальную карту мира.
Стоит сказать, что говоря о "карте реальности" я не имею ввиду языковую карту: это карта ментальных представлений, образов, которые могут включать в себя визуальные, тактильные, эмоциональные и любые другие образы, которые складываются в комплекс представлений.
Итак, с возникновением социальной карты мира возникают и другие формы собственности, а также попутно - власти. И чем более ясными и четким становятся социальные структуры, тем более конкретными, материальными становятся атрибуты власти.
Власть перестает быть чем-то неосязаемым, чем-то "духовным", неясным, она перестает связываться с харизмой, силой духа и уж тем более - с познанием реальности, власть концентрируется в материальных вещах: валюте, земле.
Все меньше места остается для воображения как творческой силы, по мере того как социальная карта мира приобретает все большую и большую определенность, осваивает все больше и больше сфер сознания.
На смену индивидуальному познанию как способу овладения миром, приходит коллективный, социальный аппарат познания, который устанавливает свои правила.
_____________________________
Постмодернизм, как мне видится, снова вскрыл эту внутреннюю силу индивидуального со-творения мира, этого динамического процесса. Картина мира перестала быть статичной, и это важный шаг на пути к растождествлению с социальными фантомами. Однако просто увидеть иллюзорность навязанных образов и архетипов мне видится недостаточным: необходимо ощутить, что единственным видом власти на самом деле является познание, и научиться владеть миром, не имея - в понимании большинства - ничего.
____________________________
Эта форма власти - познание, внутреннее приятие - имеет в себе что-то эротическое, глубинное. По своей сути познание имеет двойственную природу и похоже на взаимопроникновение личности и наблюдаемого. В какой-то момент взаимопроникновение превращается в слияние, в котором и возникает видение. Это видение действительно похоже на ребенка: его нельзя повторить, предсказать, невозможно выявить его причинно-следственную природу.
Это живое видение и живое знание, рожденное из океана возможностей.