Об архетипах и игре в кости

Jul 18, 2012 05:44


Вечные ценности и идеалы, возврат к традициям  - это то, что в наши дни не возьмется защищать разве что ленивый. Почему-то говорить о том, как общество деградировало и как важно сохранять устои,  сегодня особенно модно. Возможно, виной тому экономическая и социальная нестабильность во всем мире, а также ощущение назревающих глобальных перемен и нервирующий переизбыток информации в сочетании с отсутствием каких-либо  ориентиров. Кажется, что в мире правит не кто иной, как весельчак Локи, которому по душе проказы разного сорта и совсем не по душе чинная серьезность, логичность и последовательность.

То, что в мире царит хаос - это не новость. Удивительно, что вот уже в течение многих тысячелетий большая часть людей никак не может к этому привыкнуть. А пора бы: ведь лучше не станет и согласно термодинамическому закону хаос во Вселенной только продолжит увеличиваться. 
Однако мы можем поменять к нему отношение. В конце концов, именно непостижимость и загадочность бытия толкнула когда-то человека на тернистый путь познания и творческого со-зидания бытия, которое в корне отлично от созерцания архетипических образцов, как неких изначально установленных и неизменных форм.

Мечта о Золотом веке

Если бы люди не поднимали взгляд к звездам и не задумывались над глобальными, сложными, непостижимыми материями, если бы они не делали смелых и совершенно абсурдных для своего времени предположений, возможно, человечество так и провело бы остаток своей истории в пещерах, принося идолам кровавые жертвы. К счастью, какая-то неведомая генная мутация привела однажды к рождению странного любопытного человека, который не желал довольствоваться тем, что есть, и хотел заглянуть за пределы известного круга бытия. Так появился первый росток сознания, который постепенно развивался, превращаясь в большое и сильное дерево.

Прогресс сознания затрагивает не только науку, как часто думают, он простирается гораздо шире - охватывая философию, религию, искусство,  постоянно меняя сами основы нашего бытия. Этот  величественный процесс эволюции, преобразования человека  и окружающего мира бесконечен, он  вряд ли когда-нибудь прекратится, как вряд ли когда-либо прекратится движение элементарных частиц.  Однако этому процессу вечного развития сопутствуют и те, кто верит в вечные законы бытия и в истинность Золотого Века. Всегда есть люди, чьи умы находятся не в настоящем, а обращены вперед или назад: с мучительной ностальгией и тоской они из века в век, уже не одно тысячелетие наблюдают крах цивилизации и обмельчание человека, уже не одну эпоху они пророчат близкий конец света и проклинают век, в котором живут. Кроме того, эти умы с трудом понимают вдохновение, которое является источником  научных открытий, духовных подвигов, преобразований в обществе и самых коренных сдвигов в цивилизации - тех глобальных перемен, которые, подобно сильному свежему ветру разрушают обветшалые стены старой, безжизненной традиции и наивных, нереалистических утопий.

Не стоит бросаться в крайности и говорить, что идеалы  и архетипические образы ничего не значат: они имеют значение и весьма существенное. В них хранится множество тайн, множество важных, порой непонятых даже современной цивилизацией смыслов. Они таят в себе невероятный потенциал, который еще предстоит раскрыть. Но любители Идеалов очарованы не прошлым или будущим как таковым: они очарованы Вечным. Причем каждый, как известно, толкует Вечное на свой лад, придавая ему черты, лелеемые с детства, делая его безопасным, спокойным, лишенным настоящих экзистенциальных проблем: короче говоря, оно становится тем далеким архетипическим материнским лоном, которое, наконец, примет в себя мучеников и страдальцев века нынешнего, приютит под нежнейшим крылом своего извечного Покоя. Эти искатели вечных идеалов, как путники в великой пустыне жизни следуют за миражом, очарованные его красотой, не желая сознавать, что это лишь прекрасная иллюзия, творение непостижимой природы, а также их собственного сознания.

При этом совершенно неважно, как должно выглядеть это Вечное: оно может быть жестоким героическим веком, где торжествуют ницшеанские идеалы и бесконечная воля к власти,  или же совершенно безмятежной эпохой, когда жизнь была счастливой и лишенной невзгод. Оно может быть прекрасным технократическим веком, где человеческое сознание объединено с компьютером, или же блаженной эпохой экологической безмятежности, где высокие технологии соседствуют с природой.

Важно не это, важно то, что поборники  идеалов вечного и архетипического свято убеждены, что есть некая глобальная метафизика, некая заданная заранее упорядоченность бытия, которую человек не смеет нарушать: причем  эта упорядоченность имеет не научно-практический и не духовно-философский характер, а сугубо религиозный: под религиозным я имею в виду предусмотренный неким Божеством, иррационально иерархический, основанный только лишь на воле Бога или некого Закона, который сам не имеет никаких оснований и является как откровение. По сути это внешний, трансцендентный по отношению к миру закон и императив, навязанный ему неким далеким и чуждым Богом, которому и дела нет, до того, что на самом деле происходит в сотворенной им Вселенной.

Сознание и воды бытия

Воссоединение с прекрасными Вечными Идеалами навсегда избавляет многих людей от сложной дилеммы и от роста сознания. Им, к счастью, никогда не придется осознать, что те вечные законы и ценности, которые они считают незыблемыми колоннами - или же черепахами - на которых держится мир, однажды… рухнут.

Потому что мир держится не на них. Мир вообще ни на чем не держится, и у него нет единой точки опоры. Однажды это пришло в голову какому-то странному безумцу, но его сочли юродивым. Потом об этом задумался кто-то еще - и оказался в сумасшедшем доме. Но вот все чаще стали раздаваться скептические замечания в адрес Абсолюта и все чаще возникали люди, которые с насмешкой относились к Закону, и с искренним вниманием - к миру, который, повторяя движения их сознания, становился иным. Именно тогда, когда сознание стало развиваться и двигаться, когда спавший доселе Дух пробудился  и пронесся над водами разума, мир тоже стал …становиться. И перестал - быть.

Сознание структурирует мир. Как бы забавно это ни звучало, но когда ум начинает движение, мир теряет стабильность, лишь временно обретая ее в неких смутных зарисовках структуры реальности, которые сменяя одна другую, как плохие эскизы.Знаменитый основатель общей семантики А. Коржибский несколько иначе выразил эту идею, придав ей более современное звучание, а также раскрыв ее далеко идущие следствия: «Карта - это не территория, модель мира - не сам мир, но карта структурно подобна территории, и в этом ее польза». Какую бы карту мира мы не создавали, она никогда не станет территорией, то есть самим миром - она может обладать лишь той или иной степенью подобия.

Поэтому сама культура - научное, художественное и духовное осмысление реальности - есть ни что иное как игра, как весьма легкомысленная игра в подобия, сомнительными трофеями в которой являются блага цивилизации и новые горизонты, которые открывает реальность перед человеком.

Наука и духовность никогда не откроют людям Истину, но могут открыть им глаза. Однако некоторым Истина дороже зрения: и ради обретения мнимой стабильности в неком первозданном Архетипе очень многие искатели быстро заканчивают свой путь, удовлетворившись миражом реальности и ухватившись за "соску" мнимого знания.

Как говорил Нильс Бор, страшно не незнание, страшна иллюзия знания.

Карты и территории

Конечно, мы не можем жить без карт. На незнакомой территории легко потеряться, если не обладаешь исключительной пространственной памятью. Нам не обойтись без карт и определенных архетипов, которые век от века приходится менять, править, выкидывать и создавать новые. Главное вовремя менять когнитивные карты, отжившие свое. Хотя даже науке порой с трудом даются такие перемены: но ведь она, казалось бы, должна быть лишена сентиментальной тоски по традициям.

Но мы все не лишены этой тоски. Это естественная психологическая потребность, естественное желание укрыться в инфантильном неведении - которое, увы, совершенно не похоже на то состояние подобия ребенку, о котором столь часто болтают мудрецы.  Не похоже потому, что боязливый или воинствующий консерватизм всегда подобен попытке спрятать голову в песок. Это закрывание глаз, которое так или иначе напоминает борьбу с ветряными мельницами, с иллюзорными врагами, с выдуманными идеологиями и совершенно фантомными тайными заговорами.

Но вместо того, чтобы говорить о мире, его стоит попробовать увидеть: увидеть во всем его хаосе и великолепии, во всей его многогранности, непротиворечивости и единстве, которое схватывается внутренним взором как непрерывный танец материи и энергии, непрерывное движение, неугасающий огонь бытия.

И это движение - еще одна карта. Но это та карта, которая однажды сделала людей неутомимыми путешественниками, исследователями внутренних и внешних миров, которая заставила их однажды взглянуть на небо и увидеть там не грозных богов, а неизведанную тайну, к которой можно приблизиться и которую можно познать.

И пускай познание всегда будет относительным, а сознание - ограниченным, пускай путь познания и ошибок не будет иметь конца, а Вселенная - сакрального смысла, который держит хаотичный и непредсказуемый мир в подчинении, все это не так уж и важно.

Мы все-таки постепенно открываем глаза. Угол обзора становится шире. Краски - ярче, и даже звуки отчетливее. Иллюзии исчезают, пускай и очень медленно, и сквозь них начинает просвечивать мир.  Сознание человека растет, пуская крепкие корни в землю прошлого  и поднимаясь к свету далеких галактик и новых горизонтов восприятия.

Оно растет, питаемое великими прозрениями, гениальными догадками и даже самым обыкновенным пониманием. Оно питается нашей творческой свободой, расцветает под светом анализа и воображения, становясь высоким, раскидистым деревом.

Однако росту сознания всегда сопутствует страх и тревога, экзистенциальные переживания, которые были множество раз превосходно описаны философами двадцатого века. Когда бытие теряет извечные основы, становится зыбким, когда впереди незнакомая и опасная территория - вполне естественно испытывать страх. Блюстители Вечного предпочитают осторожно отступить, используя замшелые карты и, в конце концов, совершенно теряясь в собственных иллюзиях.

Однако те, кто осмеливается отбросить страх, имеет возможность увидеть рождение нового - на долю секунды ясно увидеть мир и снова потеряться в догадках насчет его структуры. Этот путь бесконечен.

Главное - не забывать, что это игра.


«Бог не играет в кости» - сказал однажды Эйнштейн.

«Не указывайте Богу, что ему делать!»- передразнил Альфреда его современник, Нильс Бор.

«Господь не только играет в кости, но забрасывает их порою туда, где мы их не можем не увидеть»- заключил Хокинг.

philosophy, archetypes, ideal, consciousness, thoughts, the past and the future

Previous post Next post
Up