типология и плагиатология . часть 2. Репродукции ручной работы

Nov 29, 2010 21:26

Всероссийская молодёжная выставка, которая в ноябре проходила в ЦДХ, по-моему была намного лучше, чем аналогичные выставки последних лет, однако и работы из России в ней были гораздо бледнее, чем из Москвы. Хорошее впечатление возникло в большей степени от графики, но все жанры скорее оставили впечатление  добротной академической традиционности, чем какой-то новизны, ожидаемой от молодых. Причём для меня основной вопрос что и эта академическая традиционность отвечала желаниям молодых художников делать "настоящее искусство", схожее с тем, что они видели в репродукциях, да и выставком видимо удовлетворял свою жажду увидеть воспроизводство привычного и виденного-перевиденного.

image Click to view



А вот непонятным мне казалось на всём протяжении выставки, отчего у меня не возникло желания что-то сфотографировать...
Наверное не только потому что многое казалось вторичным, но возникало ощущение что ты подсматриваешь за чем-то личным... ну вроде просмотра в чужой школе, который тебя к счастью не касается...

Самое лучшее что там было, основное хорошее качество, бывшее пожалуй почти у всех авторов - это добротное комбинирование традиционных для предметного, фигуративного искусства композиционных узлов .  
В разделе графики, скульптуры, а также прикладного и монументального искусства и скульптуры  эти приёмы использовались несколько лучше, в  разделе живописи чуть хуже, но всё в границах ожидаемого.  
И в данном случае я вовсе не негативную критику навожу.
Всё это действительно выглядело неожиданно неплохо.

Иное дело что каким-то образом выявилась подмена мотивации создания таких выставок и ожиданий от молодых (кавычки ставить не хочется, хотя с советского времени "молодыми" называли тех, кто держится скромно и дожидается смены поколений, не демонстрируя явных агрессивных амбиций.
То есть "молодые" это сорок плюс-минус двадцать)))...

Как-то так получилось, что и зрители  и выставкомы не ожидают от молодых новизны, но напротив - преемственности традиций, какого-то стройного хора, хорошего фона, на котором зрелые художники будут особо эффектно смотреться.
...- вот этот обнаружившийся феномен восприятия и подачи для меня оказался новым.

... ... они убили KENNY ..... .... .... сволочи ... ...

Однако я полагаю что и для молодого художника такие выставки могут оказаться серьёзной травмой (может последствия этой травмы скажутся не так скоро).
Очень может быть что это тяжело - увидеть своё детище в этой братской могиле.
Ты ведь делал уникальную работу, ты сказал может быть и что-то не чрезмерно искреннее, но однако ты явно старался (мы с преподом старались))).

И вдруг ты - всего лишь бледная тень в толпе, слабая нота в хоре.
Очень может быть что такие групповики убивают что-то личное, уничтожают какие-то надежды.

Но коль скоро таков этот жанр - Всероссийская выставка, то ИМХО - кроме реализма едва ли что-то могло бы быть таким мощным срезом огромного пласта художественной жизни.
Фигуратив, предметная реалистичность вполне может создать такую эпохальную картину...
А что ещё... ?

Оганичение по жанрам?
Одельно выставить только пейзаж?
Выставить только портрет или автопортрет, не заботясь о соответствии стилистики?
Нет, думаю что такого мощного впечатления ничего бы не дало кроме концепции устроителей данной выставки - стремления держаться поближе к берегу реализма...

А ещё среди новых и удивительно хороших качеств появилась острая социальная актуальность многих самых хороших работ (то есть довольно агрессивно и выразительно выглядели работы с фактурными знаками социального дна).  
В плакате острая социальность или злободневность тем оказалась на несколько голов выше, профессиональнее чем плакаты прошлых лет; в живописи несколько сомнительнее, но и там изображение трагедий индивидуумов и общества всё же обычно не переходило грань китча.  
...- это тоже для меня оказалось новым и удивительным.

Вся эта социальность возникала в работах очень органично...  
....я понимаю что львиная доля всех работ - это всего лишь курсовые и дипломные разных ВУЗов страны (видимо и в этой социальности больше заслуга преподов), но тем не менее интонация в изображении нищих сограждан была выбрана с традиционным советским эстетством - всё в рамках привычного понимания "качественности" выставочного искусства.

..пацаны,,, ... сегодня мы многое поняли... ...

Мне кажется что раньше этой социальности крайне избегали (бестактно поминать верёвку в доме висельника).

Между тем сама форма изображённых фигур и окружающих художника предметов обычно делается довольно небрежно.
А если вдруг кто-то и проработает деталь, плоть, материальность, то заметно как всё сыро и непродуманно.  
Я это для того отмечаю, чтобы выявить узнаваемый признак современности - у людей просто нет времени. Искусство просто не является их жизнью, а жизнь их проходит где-то в ином месте.
От искусства (в том числе от ВУЗовского образования) требуется главное - не мешать жить. Побыстрее нарисовали и забыли, побежали заниматься более важными делами.
"До упора", в полную силу никто не старается довести работу, а зритель (я слежу и за своим восприятием) уже и не требует и не ожидает и не надеется что произойдёт что-то несуетное, что раньше отделяло мусорные фактуры повседневности от искусства.

Ничего зрителю не обещают. Ни на что зритель и не надеется.
Жанры сложились, информационные границы, представления о форматах - всё в принципе состоялось.
Ни галерейное искусство, ни выставки творческих союзов не зависят от зрителя (кроме разве что родителей молодых художников и прочих спонсоров художественного воспроизведения традиций).
А салоны (этажом ниже в том же ЦДХ) это в сущности тщательно сделанные кладбищенские цветы. Я допускаю что салонное искусство кто-то покупает, но у меня  не возникало желание посмотреть этим людям в глаза ...   ... да видимо и у многих других художников скорее даже есть страх взглянуть в глаза покупателей салонного искусства - кажется что вместо глаз увидишь монеты.

... ... не про ВСЕГДА, а про СЕЙЧАС ... ...

В общем - выставка молодых на мой взгляд всё же выявила современную ситуацию - рынок поделен, новизны в воспроизведении традиций ждать глупо, и художники готовы согласиться с тем, что острота и оригинальность отдана на откуп галереям совриска - находок в области художественной пластики никто не ждёт, а руки марать о политическую злободневность или социальные игры с новизной содержательности никому кроме деятелей совриска просто недосуг - попросту времени нет.
Ощущение кладбищенских цветов, репродукций, сделанных ручным способом - это то, что рождают такие выставки и что довольно точно отражает наше время, когда некогда заниматься искусством, некогда жить, надо быстренько потреблять (в данном случае - видимо накручивать счётчик выставок).

типология и плагиатология, Не про всегда//а про сейчас, Сиротские Песни_о_главном

Previous post Next post
Up