...и "резать аппендицит должен только хирург, который сам в этот момент страдает от аппендицита!"???
...
...к сожалению такого рода безапелляционные мнения крайне распространены не только среди технарей
...но принципе наверное интересно было бы узнать, как много моих знакомых также считают будто искусство можно воспринимать только с какой-то одной заданной позиции, будто искусство не подразумевает многообразных точек зрения, разных углов восприятия...
1) Конечно закономерно что в предыдущую тоталитарную эпоху навязывание такого рода "правил пользования" или "инструкций по эксплуатации" было типичным (даже считалось подходом "грамотным", "просвещённым")... очевидно что это типично и для эпохи нового тоталитаризма общества потребления.
Мне в этом видится доминирование именно механистического подхода - технари, которые не понимают семантической сложности искусства (в сущности не понимают сложности соотношений формы и содержания видимо и в других коммуникациях) склонны безапелляционно обобщать и навязывать единообразный подход.
2а) С моей же точки зрения восприятие "чёрного квадрата" или египетской пирамиды вне контекста (на расстоянии эпох и тысячелетий) ничем не хуже созерцания "в упор".
2б) Ну и к тому же ещё и методологический подход и система ценностей мастерской монументальной живописи
Олега Павловича Филатчева (академика живописи, которому я обязан профильным специальным образованием
filatchev), в принципе держалась установки свободы восприятия искусства и зрителем, и художником - художник постмодернистской эпохи находится в условиях профессионального взаимодействия (в условиях полемики) не только с современниками, но и с учителями предыдущих столетий.
Так что возможно цитированная технарская установка в большевистскую эпоху была кое-где более верна (хотя и в предыдущую тоталитарную эпоху зритель мог сохранить свободу восприятия), но в нынешнем широком контексте информационного общества по-моему легче понять, что восприятие искусства основано на архетипах (на многом общем для всех эпох и народов, на том многом что уникально для разных эпох и народов, и потому ценности разных уникальных эпох взаимно конвертируемы) и что восприятие искусства подразумевает свободу толкования и формы, и содержания, и их взаимосвязей.
3) кроме того, если я с 1996 года разрабатывал для Строгановки методики работы в области формальной композиции (цветовой композиции и колористических моделей, построенных на взаимодействии в основном самых простых геометрических форм), то вполне профессионально могу утверждать, что (несмотря на общие закономерности восприятия) люди других эпох и люди других народов вправе воспринимать эти абстрактные и архетипичные геометрические формы по-своему.
4) ...кстати, цитируемый отрывок обозначает и разницу между livejournal и facebook с вКонтактом - может быть livejournal загнивает, однако в фб и вК пожалуй всегда были затруднены и диалоги на подобные темы, да и сама постановка такого рода вопросов обычно неуместна (фб и вК - платформы быстрого, одноразового контакта, коммуникации в "одно касание" ... даже цитирование затруднено, даже ответвления диалога с развитием полемики в новых ветвях оффтопов технически невозможны).