Ода Асгеру Лету, режиссеру "На грани"

Feb 06, 2012 22:45

Не дожидаясь третьего просмотра (который обязательно будет), я решила всё-таки сказать пару слов именно про режиссера "На грани" Асгера Лета, дебютанта, между прочим, в полнометражном кинематографе. Я уверена, что мы о нем еще услышим. И что успех "На грани" (к тому, почему я считаю это успехом, несмотря на разгромные рейтинги критиков, я еще вернусь) для него - не разовая случайность, как вышло у Курта Уиммера с "Эквилибриумом". И вот почему.

В случае с "На грани" речь идет отнюдь не об авторской работе, когда сценарий и постановка принадлежат одному человеку. В таком случае частенько бывает легче создать нечто неожиданно привлекательное для зрителей (тот же Уиммер тому яркий пример), главное - чётко представлять, что же именно должно получиться. Но Асгер Лет работал не собственным произведением, а с чужим сценарием. Который, что уж скрывать, является самым слабым элементом "На грани". На 1-2 оригинальных идеи в нём приходится вагон штампов - несправедливо обвиненный коп, благородная женщина-переговорщик, грабители-дилетанты... Устанешь перечислять.



Асгер Лет и Сэм Уортингтон на съемках "На грани"

Для того, чтобы так подать эти 33 банальности, как удалось это Асгеру Лету, нужно быть либо не новичком в профессии, либо действительно уметь снимать кино, третьего не дано. Красивая картинка, умелая операторская работа, удачно подобранный саундтрек (который в одном из моментов так сильно напоминает мне "Аватар", что я начинаю ржать, но это единственный "прокол"), грамотно выдержанная динамика повествования и смены сюжетных линий - режиссер,словно фокусник, искусно манипулирует всеми этими составляющими, чтобы обвести зрителей вокруг пальца и заставить забыть, что всё это они уже когда-то видели. В итоге все вопросы "как", "зачем", "почему" и все кинематографические ассоциации приходят в голову уже ПОСЛЕ просмотра, но никак не во время.

То, что все актеры смотрятся убедительно в своих образах - тоже далеко не в последнюю очередь режиссерская заслуга. Более того, Асгеру Лету удалось соблюсти довольно тонкий баланс между этими актерами, дабы не утомить ни единого зрителя. Монтаж в картине практически идеальный. Нет ни одной сцены, когда хотелось бы сказать: "Все, Уортингтон на карнизе утомил, давайте что-нибудь другое" или "Эта парочка грабителей достала, покажите Уортингтона". Все происходит ДО ТОГО, как публика успевает об этом задуматься. И каждый в зале находит, на кого полюбоваться - кому завитушки и конопушки Сэма, кому танцевальные па Джейми Белла, кому сиськи полуобнаженная фигура Генезис Родригес. :)



Съемочный процесс.

А теперь вернемся к причине, по которой я считаю  "На грани" УСПЕХОМ Асгера Лета, несмотря на плохую критику и небольшие сборы. Она проста как 3 копейки - фильм нравится зрителям! Во всяком случае, большинству из них. А это - самое главное, и самое трудное, как это не парадоксально. Массовый зритель - он ведь "существо" непредсказуемое. "Заумь" его отталкивает, и стоит хоть самую толику переборщить с драмой - и посыпятся обвинения в "занудности". Но и бездушности, отсутствия живых и правдоподобных человеческих эмоций, этот самый массовый зритель тоже не любит и не прощает, причем всегда эту бездушность безошибочно вычленяя. При этом деньги в кассу он, может, и принесет, но вердикт все равно вынесет неутешительный (вспомнить хоть, не ходя далеко за примерами, "Битву Титанов" Луи Леттерье, зрительские отзывы о которой, мягко говоря, не обрадовали).



Асгер Лет и Элизабет Бэнкс.

А вот банальности и штампы массовый зритель как раз простить готов. Он и сам рад обмануться, главное, чтобы "фокусник" мастерски умел отводить глаза. А это, повторюсь, и есть самое сложное. У многих более маститых не всегда получается. А вот новичок Асгер Лет каким-то образом умудрился, да еще со столь банальным материалом в руках, успешно пройти по тонкой грани (извините за каламбур) между излишней серьезностью и свойственной столь многим блокбастерам  механистичностью - и попал в "десятку". Почитайте, что пишут о фильме в интернете! Нет, никого не накрыл инсайт, никто не считает картину шедевром, люди честно признаются - да, вторично, да, одноразово. Но картина "держит"! Захватывает! Заставляет искренне сопереживать! Фильм доставляет удовольствие, оставляет ощущение не зря потраченного времени и денег. И сколько бы не кричали критики: "Да это же фокус, посмотрите, у него шарик в рукаве!" и как бы не плевался Юрий Лущинский в комментах на КГ - публика продолжает аплодировать. Вот это и есть настоящий успех. И высшая оценка мастерства режиссера!

Я хотела в качестве подтверждения дать несколько ссылок на "народные рецензии" на Афише, но в этом просто нет смысла - проще прочитать их все. Выделю только одну, только потому, что она тоже акцентирует внимание на работе режиссера: http://www.afisha.ru/movie/205446/review/410030/

заметки кинолюбителя, Сэм Уортингтон, man on a ledge, музыка в кино, Асгер Лет, кадры со съемок, Джейми Белл, ссылки

Previous post Next post
Up