Добро пожаловать в психушку (Takin' Over the Asylum, 1994, мини-сериал, 6 эпизодов)

Dec 04, 2019 16:01

Эдди МакКенна - обыкновенный неудачник. Он работает менеджером по продаже пластиковых окон, но не может оформить ни одного договора, он живет с бабушкой, выпивает и не ждет ничего хорошего от будущего. Единственная его радость - уникальная коллекция пластинок с рок-музыкой 60-х-70-х годов и подработка ди-джеем на местном больничном радио. Однажды его просят освободить эфирное время, а взамен предлагают реанимировать древнюю радиостанцию в психиатрической больнице Святого Джуда. Вскоре вокруг радиостанции образуется команда заинтересованных энтузиастов - юный Кэмпбелл (Дэвид Теннант) с диагнозом маниакально-депрессивный психоз открывает в себе талант ди-джея и теперь хочет заниматься этим профессионально, шизофреник Фергюс, инженер с высшим образованием, отвечает за техническую часть, а Розали, страдающая навязчивыми состояниями, становится отличным администратором.



Да будьте вы уже прокляты, британцы, за то, что снимаете кино, которое заставляет меня в 40 лет рыдать у экрана с соплями и слезами! Кино о жизни, в которой добро никогда не побеждает (разве что иногда и ненадолго), в которой не бывает никаких чудес, а на смену кратким моментам счастья обязательно приходят горе и разочарование. Я двадцать лет успешно избегала таких фильмов, потому что они слишком живо напоминали мне реальность, а я хотела хотя бы в кино развлекаться, а не страдать. И так продолжалось до тех пор, пока на мою голову не обрушился Дэвид Теннант, не взял меня за шкирку и не начал тыкать носом во всю эту бесконечную человеческую боль, в эту ужасную, несправедливую, уничтожающую правду жизни.



Только в 40 лет выносить такое еще тяжелее, чем в 20, потому что у тебя, как и у главного героя, больше нет никаких иллюзий, ты уже не думаешь, что все наладится, не ждешь ничего хорошего и не веришь в счастливый билет. И когда Эдди говорит: «Нет, не эта работа. Это мои мечты. Это они меня убивают», хочется в голос взвыть, потому что это правда, и он это знает, и ты это знаешь. И всё равно знаешь почему-то, что надо выбирать мечту, а иначе - конец. Надо выбирать мечту, любовь, надежду, выбирать завтрашний день, в котором, может быть, что-нибудь изменится к лучшему. Надо верить и не сдаваться, как Кэмпбелл Бейн, потому что иначе вообще нет смысла.



Наверное, это лучший фильм с Дэвидом Теннантом, который я пока посмотрела (сериалы я тоже называю фильмами, мне так проще). Фильм о том, что грань между здоровьем и психической болезнью куда тоньше, чем кажется. О том, что «нормальный мир» порой выглядит безумнее и страшнее психушки. О том, что психическое здоровье - привилегия, которая дает право на любовь, на работу, на счастье, но мы не осознаём этого, пока она у нас есть. А еще о том, что поехать кукушечкой может каждый, если на него навалится чуть больше, чем он способен выдержать.



Уж не знаю, насколько это похоже на правду, но британская система психиатрической помощи выглядит в сериале достаточно гуманно, вплоть до права в определенных ситуациях отказаться от тяжелых препаратов, а сама психиатрическая больница ничуть не похожа на закрытое медицинское учреждение строгого режима, скорее на реабилитационный центр или санаторий. Тем ужаснее на фоне этой гуманности небрежная, обыденная жестокость здоровых людей, которым и в голову не приходит относиться к пациентам как к людям. Собственно, вот за это нечеловеческое отношение всех здоровых персонажей к третьей серии ненавидишь, а после четвертой хочешь убить.



Очень быстро становится понятным, почему главные герои не очень-то стремятся покидать это заведение, а вроде бы здоровому Эдди МакКенне там так хорошо. За стенами больницы их ждет тот самый реальный мир, с бедами и несправедливостями которого у них не получается справляться. Там родственники, которые хотят, чтобы когда-то дорогой им человек снова стал прежним, нормальным, удобным. Там обычные люди, которые искренне уверены, что психам среди них не место, адепты популярной идеи «со-мной-этого-точно-не-случится». А здесь, в психушке, у главных героев есть друзья, поддержка и ощущение собственной нужности - почти всё, что нужно для счастья.



Все актёры прожили свои роли, будто настоящие жизни, настолько честно и от души, что как-то даже неловко говорить об актерской игре. Но Дэвиду Теннанту, несомненно, достался самый яркий персонаж. Кэмпбелла невозможно пропустить, на него нельзя не обратить внимания. С одной стороны, его энтузиазм буквально сбивает с ног, его бьющая через край энергия частенько становится двигателем сюжета, его упрямство, оптимизм и сила духа вызывают восхищение и заставляют переживать за него куда сильнее, чем за главного героя. С другой стороны, иногда его неиссякаемый фонтан эмоций хочется заткнуть, а неуёмную энергию пригасить, ибо постоянно выносить такое рядом невозможно.



23-летний Дэвид Теннант изображает это ходячее торнадо так легко, свободно и искренне, что диву даёшься. Такое ощущение, что даже на съемочной площадке сериала он каждый раз играет как в театре, на глазах у публики - с полной отдачей и без расчета на второй дубль. Трудно поверить, что можно создавать, пропускать через себя и обрушивать на зрителя такое количество эмоций без вреда для себя, без опасности исчерпаться и перегореть. Но Дэвид Теннант успешно делает это уже 30 лет, а значит, это вполне реально, но только при одном условии - если ты для этого создан, если ты одновременно и ток, и проводник. И всё равно кажется, что такая игра требует не только таланта, но еще и безграничной смелости.

10 из 10.

ЗЫ. Отдельно хочется сказать о музыке, но на самом деле, слова тут бессильны, это надо смотреть и слушать. В фильме звучит множество старых хитов ("Help", "Hey Jude" и "Let It Be" The Beatles, "California Dreaming" Beach Boys и других), которые воздействуют на зрителя не менее безжалостно, чем все остальные компоненты фильма, начиная от сценария и заканчивая актерской игрой. Да, я знаю, «они делают это нарочно» (с). Но почему-то сопротивляться не получается.

мои рецензии, кадры из фильмов, Дэвид Теннант, телесериалы

Previous post Next post
Up