Экранизация дебютного романа известного американского писателя Бреда Истона Эллиса, певца драмы "золотой молодёжи" 80-х. Трое неразлучных друзей, Клэй, Джулиан и Блэр заканчивают школу и полны надежд на счастливое будущее. Каждый из них выбирает свою дорогу - Клэй уезжает учится в колледж, влюблённая в него Блэр остаётся делать карьеру модели, а Джулиан с помощью отца собирается открыть студию звукозаписи. Проходит всего полгода, и на Рождество Клэй возвращается в родной город. За это время Блэр успела спутаться с Джулианом, а Джулиан превратился в наркомана с огромной суммой долга местным дилерам.
Этот фильм - тот редкий случай, когда советовать его никому не хочется. Если бы у меня внезапно не возникло желание ознакомиться с ранней фильмографией Роберта Дауни-младшего, "Меньше нуля" никогда не оказался бы в поле моего зрения (так и хочется добавить - и слава Богу!). Возможно, мне стоило сначала внимательно прочитать все 15 рецензий на "Кинопоиске", а уже потом, взвесив все "за" и "против", решать, стоит ли фильм просмотра даже ради его игры. Я же ограничилась отрывками, восхваляющими работу Дауни, и расплатилась за это отвратительными ощущениями во время просмотра и мерзким долгим послевкусием. :(
Я не поклонница фильмов про тяжёлые будни наркоманов или про золотую молодёжь, которая неуклонно катится в пропасть. Ещё меньше я люблю высокое искусство, претендующее на культовость, а по сути являющееся лишь попыткой авторов поделиться своими "тараканами" со зрителем. Но проблема "Меньше нуля" даже не в том, что это яркий образчик подобного направления в кинематографе. И не в том, что смотреть его очень тяжело. Проблема в том, что этот фильм, если честно, довольно бездарный. Он снят без изюминки, неинтересно, он прост, одномерен и очень банален своим посылом. Все персонажи почему-то получились на удивление плоскими и невыразительными, а их драма - неубедительной. За одним единственным исключением.
Специально так было задумано или получилось случайно (и мне кажется, скорее второе), но Роберт Дауни-младший задвигает здесь буквально всех, и не только сотоварищей-актёров, но и съемочную команду во главе с режиссером заодно. В итоге в сухом остатке от фильма ничего, кроме его игры, не остаётся, ничего больше не запоминается и как будто бы вообще не имеет значения.
Что самое поразительное - играет 22-летний Роберт без всякого излишнего надрыва, без выпендрёжа, что называется. Очень ровно и спокойно играет, я бы сказала, не пытаясь блеснуть какой-то особой актёрской техникой (да и не была эта техника тогда отточена филигранно) или специально выжать из зрителя эмоции. Он действительно в этой роли словно живёт. Наверное, именно от этого такое жуткое впечатление от фильма и остаётся. Ему не просто сопереживаешь - смотреть на него в роли Джулиана физически больно, но с какого-то момента и не смотреть уже невозможно. Мне эти полтора часа дались нелегко, я делала перерывы, отвлекалась, когда его не было в кадре, но бросить на середине уже не могла.
Что касается финала, многие пишут, что он оказался для них болезненным и шокирующим. Мне же концовка показалась скорее смазанной, ещё более усиливающей ощущение разочарования от картины. Я не знаю, как там было в романе, но если текст всё равно перекраивали как хотели, могли бы пойти ещё дальше и сделать финал либо ещё жёстче и драматичнее, либо, наоборот, добавить светлых красок, дать надежду. Получилось же ни то, ни сё, никакого очищающего катарсиса, только облегчение, что всё закончилось, и раздражение от внезапно предложенной в последних кадрах слюняво-сентиментальной морали.
В итоге - 5 из 10, и все 5 баллов - за игру Роберта Дауни-младшего.