Отправившись официально на пенсию, основатель крупнейшего домена Шабли вовсе не собирается бросать любимое дело, о котором он может рассказывать часами. Ведь теперь ему надо передать детям накопленный десятилетиями опыт.
«И в своих первых шагах, и сейчас я верен одному принципу - быть со своей землей. Поверьте, коммерческий успех, который, конечно, нельзя скрывать, статус одного из ведущих виноделов Шабли - все это важно, но все это наносное. Мое детство, моя молодость - это виноградники Шабли. Это большой успех моей жизни, что я, получив уже городское образование инженера, вернулся к земле - благодаря моей супруге».
«В начале любого дела лежат энтузиазм и погружение в процесс, вплоть до фанатизма. А вслед за этой отрешенностью и преданностью делу обычно приходит и коммерческий успех: и хорошо, что он приходит, ведь любое рвение должно вознаграждаться. Вслед за коммерческой составляющей в захватывающем искусстве виноделия приходят счета, долги, проблемы с продажами, но и это все преодолимо, если ты предан главному - вину».
Jean-Marc Brocard Chablis Grand Cru Les Clos
Классика Шабли, тонкое и нежное вино остается несколько закрытым в молодости. Лимонные, медовые, минеральные нотки так тесно переплетаются, что оно кажется уже созревшим, но при этом обещает еще более гармоничный и полный вкус при выдержке более пяти лет.
WS 95 (’97), 92 (’06)
RP 93(’06)
Stephen Tanzer 92-95 (’06)
Bettane et Desseauve 16/20 (’06)
Simple
«В мои годы выбрать путь винодела было вовсе не престижно, наоборот, я шел против общей моды переезжать в города и бросать семейные наделы. Не буду скрывать, в упорстве стремления быть шаблезианцем я следовал некоторым ровесникам, уже ставшим на этот скользкий путь. Их имена вам известны - Бернар Равно, Мишель Ларош… Хотя не со всеми нынешними решениями дома Laroche я согласен, тогда они были стандартами качества, а сейчас не знаю, превзошел ли я их. Судить вам».
Jean-Marc Brocard Chablis Grand Cru Bougros
Это гран крю Шабли всегда отличается большей округлостью, долготой вкуса при неизменной свежести. Минеральные нотки удивляют своей напористостью с первым глотком, но потом раскрываются благородством тонов засахаренных, медовых фруктов.
RVF 17/20 (’07)
WS 93 (’97)
Simple
«Быть виноделом в Шабли - это иметь счастье работать на одном из лучших терруаров мира. Раньше я не был так в этом убежден, но с годами понял, что утонченность, элегантность и стиль люди ищут именно у нас - и находят. Но работать в таком окружении вовсе не значит спать среди чанов и снимать сливки с терруара, который работает за тебя. Поиск совершенства бесконечен, и я до сих пор не уверен, достиг ли желаемого».
«Что такое Шабли? Относимся ли мы к Бургундии или нет? - вопрос очень тонкий и очень острый в наших отношениях с бургундцами. Вышло так, что политически мы вроде как один регион, а вот по культуре, по образу мыслей… Мы скорее больше шампанцы, мы независимы, самодостаточны как вино и как культура. Хотя себя лично я ощущаю больше бургундцем».
«Департамент Йона, к которому относится Шабли, - во всех отношениях более укорененная, простая и жесткая порода людей. Это и хорошо, и плохо. Во время революции здесь было куда больше насилия, убийств, разрушения церквей. Люди здесь грубее, вина закрытее, климат жестче. Как и почвы - не будем забывать, что именно земля делает человека, а не наоборот».
«Хороший винодел - человек зависимый, это посредник между землей и тем, кто пьет вино. Люди ищут в вине правду, и они должны ее получать, да так, чтобы у нас, виноделов, действительно горели глаза от гордости за родной терруар».
Понемногу я заметил, что Шабли в географическом плане остается таким проходным двором между Кот-д’Ором, Парижем, Шампанью, еще чем-то. Десятки тысяч людей проезжают через нас, странствуя по Франции, без мысли остановиться. Моей идеей было накрыть в этом проходном дворе стол, выставить вино, местную еду… Так родился туристический проект Jean-Marc Brocard, уже ставший достаточно успешным. (Господин Брокар так увлекся винным туризмом, что превратил в небольшую гостиницу крестьянскую ферму, где сам родился и вырос. - Прим. авт.)».
«За винным туризмом большое будущее и прежде всего за счет самих французов. Сейчас из-за кризиса они меньше ездят на отдых в Марокко и на Карибы, стремятся открыть родную страну. К тому же они, горожане во втором-третьем поколении, всей душой тянутся к деревенским, простым вещам, составлявшим всю жизнь их предков. Пришло время нового открытия этой «маленькой Франции». Как говорила моя бабушка, «вы успели обойти весь свет, а я еще не успела обойти свой сад».
«В Шабли произошла локальная винодельческая революция с настоящей сменой царствующих династий. Не все виноделы, передававшие из поколения в поколение свои лозы и погреба, смогли ответить на вызов XX века. Это обычное французское чувство: жить на всем готовом и верить, что так будет всегда. Нет, наше время требует большей гибкости, подвижности. Вот почему на небосклон Шабли в последние десятилетия взошли совершенно новые имена».
«Детей я заставил пройти тот же путь, который прошел я: учитывая, что в вине встречаются природа и ожидания людей, я с малого возраста знакомил их и с жизненным циклом лозы, и с клиентами, заезжавшими в домен. Как только пришло понимание взаимосвязи этих вещей, я начал посвящать их в искусство работы в погребе. Ведь цель этой работы - всего лишь угодить природе и людям».
«Мой сын Жюльен 10 лет работал на виноградниках, даже не показываясь на публике: вот с прошлого года я решил его сделать своим наследником, потихоньку он перенял управление доменом. Старший, Стефан, к сожалению, решил выбрать собственную дорогу, но я не огорчаюсь - есть, кому оставить хозяйство. Из них двоих Жюльен всегда был более открытым и непосредственным».
Цифры Jean-Marc Brocard
1 га виноградников в 1971 году
200 га виноградников в 2009 году
70 га возделываются по принципам биодинамики
60 га занимает Domaine Sainte-Claire, центр владений Брокара
4 млн бутылок в год
70% вин идут на экспорт
1 млн бутылок в год продается в Великобритании
41 страна импортирует вина Брокара
«В 1997 году Жюльен вернулся с учебы в Париже и стал активно агитировать меня за биодинамику. Я был против, но уже 2001 год, влажный, с частыми атаками грибков, прочих паразитов, показал, что так работать можно. И потом, вина с тех 12 га Boisonneuse, которые я выделил Жюльену для экспериментов (меньше в биодинамике иметь нельзя, будут перетекать все химикаты соседей), показали себя очень хорошо через 5-7 лет выдержки. Это по-настоящему честные, живые вина. Я сдался: думаю, скоро вы увидите Domaine Jean-Marc Brocard полностью перешедшим на биодинамику».
«Одной из самых больших заслуг я считаю наши «геологические» вина - Kimmeridgien, Oxfordien, Portlandien. Долгие годы жестко боролся с конкурентами в секторе базового Шабли, пока мне не пришло в голову по-новому посмотреть на земли Bourgogne AOC, окружающие нашу зону. Ведь это те же самые известняки, тот же климат! И потом, мои понятные, доступные «геологические» шардоне очень любит молодежь, для них это, как учебник, как посвящение в наш великий терруар».
«Одно из постоянных направлений деятельности - геологические, климатологические исследования участков, лежащих вокруг аппелласьона Шабли. Это позволяет получить уверенность, подстраховаться на черный день, но и доказать, что мы можем расширяться за счет каких-то весьма удачных, но заброшенных терруаров. Думаю, вскоре этот труд будет востребован всеми шаблезианцами».
Jean-Marc Brocard Bourgogne Chardonnay Kimmeridgien
Вино идет от почвы - этим шардоне, созданным с почв к югу от аппелласьона Шабли, Жан-Марк Брокар словно демонстрирует очевидную истину. Киммериджский известняк с вкраплениями окаменелостей Exogyra Virgula дает само воплощение минеральности и чистоты шардоне в шаблезианском стиле, сочетая в ароматах цитрусовые, слегка ментоловые нотки со свежестью, молодостью, энергией.
WS 91 (’96)
RP 87 (’06)
Decanter Wine Awards Бронзовая медаль (’07)
Simple
«Люди, которые любят шабли, очень похожи по всему миру: в вине они ищут почву, ищут те самые корни, которые уходят в глубь нашего киммериджского известняка, в глубь этого существовавшего много веков назад моря. И это древнее море страннейшим образом перекликается с морями нынешними: я имею в виду морскую кухню… Вот почему наиболее стойкие почитатели шабли живут в приморских странах, от Англии и Швеции до Японии».
«Знакомство с шабли никогда не происходит ни с первого раза, ни со второго, ни с третьего. Потому что это не знакомство, это посвящение: за нашим вином лежит огромный пласт культурной традиции, магия имени, магия образа. Зато уж потом человек не может забыть этот вкус, эти радость и яркость, которые дарит ему шабли. Так формируется круг наших постоянных почитателей: я горжусь и тем, что он есть, и тем, что он постоянен».
«Любитель шабли - это человек даже не столько образованный, сколько чувственный от природы, человек, умеющий понимать и выражать свои эмоции. Он всегда в поиске нового, в поиске улучшения жизни и своего отношения к ней, но в поиске деликатном, интимном. Я всегда советую тем, кто хочет понять шабли: не бойтесь выражать свои эмоции об этом вине, но только чуть позже. Сначала лучше не говорить, а просто понимать».
Curriculum Vitae
Жан-Марк Брокар (1946 г. р.) происходит из крестьянской семьи, укоренившейся в Шоднэ-ле-Шато между Шабли и Кот-д’Ором много веков назад. Подобно многим крестьянским детям, он был отправлен в город на учебу, и в 25 лет получил достаточно приличный пост инженера в филиале Fruehauf в городе Осер, где занимался разработкой автомобильных полуприцепов. Тут и произошло событие, переменившее его жизнь: в 1971-м он женится на Клодин Пети, дочери винодела из Сен-Бри.
Она унаследовала от отца небольшой домен (чуть больше 1 га виноградника). В 1974 году Жан-Марк впервые винифицирует свой собственный урожай.
От тестя Жан-Марк получает еще 0,3 га в коммуне Преи, возле старинной церкви Sainte-Claire (Св. Клары), это и стало основой его будущего домена. Эмиль Пети, родственник со стороны жены, и Гастон Саважо наставляют его в первых опытах виноградарства. Жан-Марк амбициозен: он покупает землю вокруг церквушки, разбивает виноградники, около 70 га, постепенно расширяя домен. Каждый год Domaine Jean-Marc Brocard - это непрерывный рост: 80, 100, 180, наконец, 200 гектаров виноградников в аппелласьонах гран и премье крю, шабли, пти шабли, плюс к тому уникальные, открытые геологами домена участки за пределами аппелласьона.
Сегодня в домене работают сын Марка Жюльен с женой, дочь Селин с мужем Фредериком Геганом, а сын Стефан, многие годы служивший в банковской сфере, завел собственный негоциантский проект.
Этот пост был опубликован на
Simple Wine News - Просто о лучших винах. .