Я считаю, что Александр - это настоящий брильянт источниковедения! Реально - нигде и никогда не встречался никто со столь же фундаментальным и глобальным знанием и пониманием источников и множества аспектов с ними связанных! Включая "настоящую науку" - иногда смотришь какую-нибудь лекцию какого-нибудь "настоящего учёного", или общаешься с каким-то таким "учёным", и тот рассказывает что-то об источниках и их содержимом - и такую ересь мелет. Просто пургу несёт реальную! Путает элементарнейшие вещи, ничего не знает! Откровенно плавает в вопросе! Думаешь: "блин, ну что ты плетёшь, дурак?" Мямлит что-то нечленораздельное! Об источниках о которых ты реально много, что знаешь! И ты знаешь, что то, что он говорит - это бред! Реально такое бывает! Сталкивался с таким много раз! И это какие-то типа реально учёные!
А Саша пример как раз обратного - виртуозное владение материалом древних и средневековых источников, а также историографии по вопросу, причём он помнит что именно и где именно, в состоянии сопоставить и сравнить выявить аналогии и различия! И его справки действительно исчерпывающие! Это что-то уникальное, я считаю! На 150 000 000 русских - таких наверное пару человек есть.
(и что я двадцать с лишним лет делаю всё на том же заводе... а впрочем примерно то же -- соединяю что-то в цепь, сколько бы ответвлений ни было или слежу, чтобы всё было соединено нормально, учитывая сопротивление, разность потенциалов или полярности...)) Однако свои эпические построения (в рамках пары-тройки веков и довольно ограниченным кругом источников) уже несколько лет нормально выразить не могу (не соберусь), в этом тоже особый навык и настрой необходим. Хорошо хоть иногда могу "блеснуть" перед теми, кто готов всему этому внимать (причём в устном виде это ещё зубодробительнее, чем в письменном, друзья не дадут соврать))
Надо бы как нить послушать, в оригинале! Песнь Боянову. Думаю - это должно быть что-то эпичное.
Мне рассказывали, что и сейчас существуют такие чтецы древнерусских былин, которые исполняя особым образом, вызывают у слушателей яркие картины, в которых то, что они рассказывают буквально встаёт перед глазами слушающих. Что-то типа транса. И типа и сейчас есть носители этих традиций, которые владеют этим.
Не уверен, что ты владеешь этой техникой, но сама по себе, европейская мифология, воссозданная в максимальном объёме, во всей своей полноте, с сопоставлением данных с разных сторон, разных версий разных участников описываемых событий, на основе реальных произведений - это, полагаю, должно быть очень впечатляющим! Тут тебе и взгляд со сторону русских - русиманов - ругов, и взгляд со стороны готов, и сочувствующих им других германоязычных племён. Тут и описания сторонних наблюдателей и жертв, как тех, так и других - типа греков с римлянами
Имел в виду свои историко-эпические, эпосоведческие построения, и говорил про навык и настрой для изложения своих мыслей. Вот видишь - даже тут непонятки, а в устной речи я ещё более косноязычен и невнятен )
Возможно, тебе надо выбрать немного другой способ подачи материала. Просто цитатами из источников - перекликающимися.
Например, описываешь ты там какую-то битву. И вот у нас есть источник, который именует её битвой у болот. Ты приводишь полную атрибутацию этого источника и даёшь цитату: битва у болот король Хрум с князьями Мумом и Вумом победил Суна, Сун был в шоце от напора! Затем даёшь другой источник в котором по-твоему это же событие также представлено, атрибутируешь его и приводишь полную цитату - Битва в далёкой земле: правитель Реум со своими вассалами Муеном и Веудом победил хитрого Саура! Затем приводишь ещё один источник в котором возможно это же отражено с другой стороны. Типа, Великая битва добра: принц Суман отогнал от своих болот злодея Хреми и убил его герцога Меу, а Вуми убежал к другому владыке и больше не появлялся у болот Сумана!
Ну и так далее! Просто название источника и цитату, отражающую суть того события, которое ты описываешь, а также точные цитаты об этом же из других источников, которые ты связываешь с этой же канвой. И только если где-то что-то надо объяснить почему ты что-то сопоставляешь снабжаешь камментами. Это будет наглядно.
А вот стоило бы собраться. Хотя бы в таблицу все собрать, чтобы соответствия визуализировать. Соотнесение персонажей по эпосам, народам и временам. Выделить основные эпические сюжеты и собрать в каталог местные детали - повторяющиеся и не повторяющиеся. Мне кажется, у Вас получилось бы...
Так вышло, что оставшуюся половину когда-то задуманной книги (как раз про ругов и Амалов, а также скандинавские родословные) я фактически изложил не в постах, а в обсуждениях (в том числе кстати с сопоставительными и сводными таблицами), после чего мой ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ интерес переключился уже на другие темы, хотя уточнения и поправки в те же таблицы вношу до сих пор (собственно и «готовые» главы сейчас бы во многом переделал). Вот для оформления своих идей как раз не достаёт навыка и настроя, да и тяги особой (редкие, хотя и пространные комментарии совсем другое дело). Такая вот исповедь лентяя (смайлик убран, потому что самому стало грустно)
Грустно - это не то слово. Потому что такой каталог, охватывающий все древнеевропейские эпосы, насколько мне известно, не существует. А его порой очень не хватает.
Ну, у меня задача поскромнее -- выявить исторические сопоставления. А вот своего рода катологизацией эпоса занимается например Павел Григорьев, сделавший в частности несколько сопоставительных таблиц по персонажам германского эпоса http://norroen.info/person/pavelg/
Так я же говорю о своего рода каталоге сопоставлений с целью выявить единую сюжетную основу европейских эпосов. Полагаю, Григорьев делает все же нечто иное. Это тоже интересно, но далеко неполно.
А Саша пример как раз обратного - виртуозное владение материалом древних и средневековых источников, а также историографии по вопросу, причём он помнит что именно и где именно, в состоянии сопоставить и сравнить выявить аналогии и различия! И его справки действительно исчерпывающие! Это что-то уникальное, я считаю! На 150 000 000 русских - таких наверное пару человек есть.
Reply
Абсолютно уникальный человек с непревзойденной эрудицией. Если честно, я горжусь тем, что знаком с ним и могу периодически что-то обсуждать.
Reply
Однако свои эпические построения (в рамках пары-тройки веков и довольно ограниченным кругом источников) уже несколько лет нормально выразить не могу (не соберусь), в этом тоже особый навык и настрой необходим.
Хорошо хоть иногда могу "блеснуть" перед теми, кто готов всему этому внимать (причём в устном виде это ещё зубодробительнее, чем в письменном, друзья не дадут соврать))
Reply
Надо бы как нить послушать, в оригинале! Песнь Боянову. Думаю - это должно быть что-то эпичное.
Мне рассказывали, что и сейчас существуют такие чтецы древнерусских былин, которые исполняя особым образом, вызывают у слушателей яркие картины, в которых то, что они рассказывают буквально встаёт перед глазами слушающих. Что-то типа транса. И типа и сейчас есть носители этих традиций, которые владеют этим.
Не уверен, что ты владеешь этой техникой, но сама по себе, европейская мифология, воссозданная в максимальном объёме, во всей своей полноте, с сопоставлением данных с разных сторон, разных версий разных участников описываемых событий, на основе реальных произведений - это, полагаю, должно быть очень впечатляющим! Тут тебе и взгляд со сторону русских - русиманов -
ругов, и взгляд со стороны готов, и сочувствующих им других германоязычных племён. Тут и описания сторонних наблюдателей и жертв, как тех, так и других - типа греков с римлянами
Reply
Reply
Например, описываешь ты там какую-то битву. И вот у нас есть источник, который именует её битвой у болот. Ты приводишь полную атрибутацию этого источника и даёшь цитату: битва у болот король Хрум с князьями Мумом и Вумом победил Суна, Сун был в шоце от напора! Затем даёшь другой источник в котором по-твоему это же событие также представлено, атрибутируешь его и приводишь полную цитату - Битва в далёкой земле: правитель Реум со своими вассалами Муеном и Веудом победил хитрого Саура! Затем приводишь ещё один источник в котором возможно это же отражено с другой стороны. Типа, Великая битва добра: принц Суман отогнал от своих болот злодея Хреми и убил его герцога Меу, а Вуми убежал к другому владыке и больше не появлялся у болот Сумана!
Ну и так далее! Просто название источника и цитату, отражающую суть того события, которое ты описываешь, а также точные цитаты об этом же из других источников, которые ты связываешь с этой же канвой. И только если где-то что-то надо объяснить почему ты что-то сопоставляешь снабжаешь камментами. Это будет наглядно.
Reply
Reply
Reply
А вот стоило бы собраться. Хотя бы в таблицу все собрать, чтобы соответствия визуализировать. Соотнесение персонажей по эпосам, народам и временам. Выделить основные эпические сюжеты и собрать в каталог местные детали - повторяющиеся и не повторяющиеся. Мне кажется, у Вас получилось бы...
Reply
Reply
Грустно - это не то слово. Потому что такой каталог, охватывающий все древнеевропейские эпосы, насколько мне известно, не существует. А его порой очень не хватает.
Reply
Reply
Так я же говорю о своего рода каталоге сопоставлений с целью выявить единую сюжетную основу европейских эпосов. Полагаю, Григорьев делает все же нечто иное. Это тоже интересно, но далеко неполно.
Reply
Leave a comment