Русские рыцари в Первом крестовом походе и древние следы русских в Сирии.

Dec 14, 2018 23:48





Михаил Николаевич Тихомиров в своей книге 1975 года, “Древняя Русь”, на страницах 35-36 рассказал о том, что История Антиохии и Иерусалима (L'histoire de Jérusalem et d'Antioche), созданная в 13 веке, описывая Первый крестовый проход, указывает, что в сражении против сельджуков под Никеей в 1097 году особенно отличились рыцари из Норвегии, Польши и Руссии (de Russie). В результате указанной битвы, крестоносцы помогли грекам вернуть под свой контроль этот, захваченный до того мусульманами город, расположенный не очень далеко от Константинополя. Позже, во время того же похода, русскими уже где-то в Сирии была основана крепость, которая по сообщению Тихомирова, во многих средневековых текстах упоминается под следующими вариантами наименования: Русса, Росса, Ругия, Рюген, Ройя, Рурсия, Руса (Russa, Rossa, Rugia, Rugen, Roiia, Rursia, Rusa). Весьма интересно здесь то, что в разных вариантах названия этого города явно повторяются основные формы, под которыми русские упоминаются в средневековых западных источниках.



Касательно указанных средневековых текстов, можно припомнить, например, труд английского хрониста Ордерика Виталия, “Церковная история” (11-12 век) в котором он, говоря о крестоносцах в Сирии, рассказывает, как некий Питер де Роас проникнув в долину Ругия, обнаружил там некоторое количество турок и уничтожил их: “Peter de Roas, being detached from the rest of the force, penetrated into the valley of Rugia, where he discovered a number of Turks whom he cut to pieces or defeated and put to flight”.  (The Ecclesiastical history of England and Normandy by Ordericus Vitalis, London 1854, V 3, p 106). Рассказывая об этой “Ругии”, указанное издание со ссылкой на специалиста по имени M. Poujoulat, сообщает, что сейчас на месте сирийского города и замка Ругия располагается деревня Риха (Riha), которая находится между Латакией и Алеппо.

Относительно русских, столь славно поучаствовавших в Первом крестовом походе - ведутся споры, откуда именно они происходят. Некоторые предлагают считать их выходцами из Киевской Руси. Это могли быть, например, русские наёмники из Киевской Руси, служившие непосредственно византийскому императору. А Константинополь, принимал самое активное участие в Первом крестовом походе. Более того - он был его инициатором: организован данный поход был римским папой для помощи восточным христианам в борьбе с турками-сельджуками, и по их просьбе. Византийцы также выделили для участия в этом походе свои войска. По свидетельству Анны Комнины (“Алексиада”, книга XI), вместе с крестоносцами в штурме Никеи участвовали 2000 византийских воинов. Заслуживает внимания тот факт, что одного из их командиров звали Радомир. Византийцы сопровождали крестоносцев и дальше - когда те направились в Палестину. Анна пишет, что император Алексей Комнин дал латинянам войско под началом одного из своих приближенных - Татикия, “чтобы он во всем помогал латинянам, делил с ними опасности и принимал, если Бог это пошлет, взятые города”. Татикий довел крестоносцев до Антиохии. Впоследствии Алексей Комнин еще раз посылал к ближневосточному побережью “войско и флот” для сооружения крепости возле нынешнего ливанского города Триполи.

Иногда предполагается также, что это могли быть дружинники одного из восточноевропейских русских князей. Например, Ярополка Изяславича, который, примерно в то время, был единственным вассалом Ватикана среди князей Киевской Руси. Теоретически, тот мог бы откликнуться на призыв папы и присоединиться к походу. Но на самом деле, он умер до рассматриваемого события. Другие же древнерусские князья того периода были втянуты в междоусобицы и противостояние внутри самой Руси. Да и папу они не признавали, так что - вряд ли заинтересовались бы предложением поучаствовать в его походе.

Ещё одним предлагаемым объяснением является то, что это была русь, с южно-балтийского Поморья, с Рюгена, входившая в состав западных армий. Но в то время рюгенцы ещё не были крещены. И даже напротив, самым активным образом сопротивлялись христианизации. Более того - через 50 лет, крестовый поход был предпринят западными христианами уже, в том числе, в отношении них самих!  (“Крестовый поход против вендов” - “Wendenkreuzzug” 1147 года). Другим объяснением может быть то, что это были русины из какой-то дунайской русской области. О которых также довольно часто упоминают источники. А учитывая, что народы по Дунаю к тому времени были давно крещены, и западная часть этого региона подчинялась Риму - дунайские русины могут быть хорошими, хотя и не единственными кандидатами на роль этих русских, участников крестового похода.

Интересно также, что в современной Сирии присутствует около десятка названий местности, в которых упоминаются русские. Например, в Алеппо: خربة الروس (Khirbat ar Rūs) и رأس الروس (Ra’s ar Rūs). В Дамаске: تلول الروس (Tulūl ar Rūs) и ظهور الروس (Z̧uhūr ar Rūs). В Хомсе: الروس تلال بين (Tilāl Bayn ar Rūs). В Аль-Хасаке: وادي أم الروس (Wādī Umm ar Rūs).

Весьма любопытной также является серия подобных топонимов, расположенных в районе взлётно-посадочной полосы знаменитой авиабазы Хмеймим (аэропорт имени Басиля Аль-Асада). Там мы видим холм قلعة الروس (Qal‘at ar Rūs). Что буквально означает “Русская крепость”. А тот, в свою очередь, стоит на берегу речки نهر الروس (Nahr ar Rūs) буквально “Река русских”, за устьем же этой речушки располагается морская бухта, которая называется ميناء الروس (Mina’ ar Rūs) Буквально “Русский порт”. Все эти названия в данной местности появились задолго до начала современного присутствия там русских военных.

Мы здесь воздержимся от утверждения, кем именно были эти русские. Да это и не так важно с точки зрения целей нашего исследования. Главным здесь является то, что это ещё один пример (причём довольно яркий) чередования всех известных вариантов наименований русских, характерных для средневековых западных источников. И этим данное обстоятельство, безусловно, весьма интересно!  Причём, в этом примере мы имеем, по сути, полный набор этих вариантов! Действительно, имеется немало источников, в которых совершенно определённо, именно восточноевропейских русских называют ругами. А равно, рюгенцев и жителей области на Дунае - русскими и рутенами, также как восточноевропейских русских.

Интересно также отметить, что идеологические клише, к которым мы привыкли о том, что западные крестоносцы, это скорее наши враги, чем союзники и друзья, и вообще, западные христиане, это недруги нашего “правильного христианства” - были порождены, видимо, в более поздние эпохи, чем собственно начало самих Крестовых походов и продиктованы какими-то особыми целями тех, кто создавал ту идеологию, на которой основаны эти представления. И к реальности они имеют не очень прямое отношение. На самом же деле было и совсем по-другому: какие-то русские не то, что не боролись против крестоносцев, но сами приняли весьма действенное участие в крестовом походе.

Русь, русская топонимия, Рюген

Previous post Next post
Up