Варяги, как один из низших классов Руси.

Jul 20, 2018 07:25


В честь сегодняшнего праздника (а сегодня День Перуна!) - публикую небольшой отрывок из своего текста. Заголовок этой части, вероятно может кому-то показаться парадоксальным! ;)

Варяги, как один из низших классов Руси.



В древнерусских летописях, как мы уже говорили, присутствуют многочисленные описания варягов (какого бы этнического происхождения они ни были) именно как наёмников русских князей, выступавших в качестве воинов, принимающих непосредственное участие в различных битвах. В качестве, как бы мы сейчас сказали - “пушечного мяса”. Которых, кстати, зачастую ставили на самые сложные участки, и с жизнями которых особенно не считались. Например, воюя со своим старшим братом Ярополком Святославичем, именно при помощи приведённой варяжской дружины - будущий киевский князь Владимир I захватил Киев и стал, в итоге, правителем Руси. Интересные подробности приводятся о варягах в Повести временных лет и в связи с борьбой между князьями Ярославом и Мстиславом Владимировичами во время междоусобной войны за наследство уже самого Владимира. Так, например, довольно широко известна битва между этими братьями, до того, по сути, разделившими между собой Русь, которая состоялась у Листвена (городок в 40 километрах от Чернигова). Ярослав выстраивая свои войска, поставил в центре варяжскую дружину, а по бокам ополченцев из подвластного населения, желая повторить манёвр которым он 7 лет назад разбил войско другого своего брата - Бориса. Но его противник, опытный Мстислав - в центре расположил достаточно сильных северян, которых сам, до того, с большим трудом покорил, а свою элитную русскую дружину поставил по бокам. Отряды Мстислава атаковали Ярослава ещё до рассвета, во время грозы, при свете молний. В начале битвы северяне Мстислава сильно измотали варягов Ярослава и многих поубивали, а добили их уже профессиональные дружинники Мстислава, до этого легко смявшие ополченцев Ярослава! В итоге Мстислав одержал убедительную победу.  Объезжая на следующий день поле боя тот заявил: "Как не порадоваться? Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина моя цела". Однако он не развил свой успех и позволил Ярославу сбежать в Новгород. И даже сохранил за ним “его половину” Руси.

При этом, когда Мстислав позже погиб на охоте и всё Русское государство в итоге досталось Ярославу, тот опять постоянно нанимал варяжские отряды. Например, ему долго служил вместе со своими воинами уже упоминавшийся нами неоднократно Харальд Суровый, действительно скандинав - будущий норвежский король. Дружину которого Ярослав часто использовал в войнах против Польши - тогдашнего злейшего врага Руси. Позже Харальд со своими воинами ушёл в Константинополь на службу к тамошней императрице Зое, и поучаствовал на стороне византийцев во многих битвах - в Африке, Сицилии, Греции и Малой Азии. При этом своё жалование - золото, а также ценную добычу, он отправлял на хранение в Киев, к Ярославу, видимо по-настоящему  доверяя ему во всём. Затем у Харальда в Константинополе не заладилось, он покалечил одного из крупных местных чиновников, выколов тому глаза, похитил внучку императора Марию и сбежал, сделав так, что его корабль переполз натянутую через бухту Золотой рог цепь, которой эта бухта была перекрыта, с целью предотвращения несанкционированного движения. Харальд скомандовал своим людям сначала сгруппироваться на корме, а потом перейти на нос. В результате чего, его небольшой корабль как бы перешагнул через цепь. Вернувшись обходными путями на Русь, к Ярославу - он получил хранившееся у того золото, женился на его дочери Елизавете и отправился в Норвегию, где вскоре стал королём. Погиб же он в Англии, пытаясь захватить английский престол. Во время его последнего сражения, стрела попала Харальду в шею. Произошло это уже перед самим захватом Англии Вильгельмом Завоевателем, который и положил предел экспансии скандинавов на Британские острова.

Однако, интересно также отметить, что по сути, многие выходцы с Балтики, в том числе из Скандинавии, включая воинов, занимали на Руси, на самом деле, низкое социальное положение! О чём имеется информация в источниках. Чего стоит, например сообщение Титмара Мерзебургского, из его “Хроники” (конец 10-начало 11 веков) о том, что в Киеве много “сильных, беглых рабов, отовсюду прибывших сюда, и, особенно, из быстрых данов”.

Другой вариант перевода: VIII, 32: “До сих пор этот [город], как и весь тот край, силами спасающихся бегством рабов (servi), стекавшихся сюда со всех сторон, а более всего  стремительных данов (Dani) противостоял весьма разорительным [набегам] печенегов (Pecinegi), побеждал также и других.”

К вопросу о, скажем так, не всегда высоком социальном положении скандинавских наёмников, присутствовавших на Руси, также можно припомнить ещё одно весьма любопытное обстоятельство.

Речь идёт о довольно распространённой в средневековье в западной Скандинавии практике - строительства рядом с тем, или иным городом укрепленных лагерей, которые служили чем-то вроде военных баз. В них собирались большие армии. Делалось это для того, чтобы воины не находились в пределах собственно городов, и не беспокоили ни горожан, ни гостей,  ни элиту, ни правителя с его семьёй. Чтобы отгородить их от обычного населения.

Назывались такие лагеря "Треллеборг" - буквально "город холопов", или “крепость холопов” (от древнескандинавского thraell - “раб, холоп” и borg - “город, крепость”).  В современной Дании, например, до сих пор сохранились остатки нескольких таковых. Присутствуют они также в южной Швеции (тогда принадлежавшей Дании). А один из них даже дал название нынешнему шведскому городу Треллеборгу.  То есть, по определению самих же скандинавов - собиравшиеся в этих лагерях воины не имели особо высокого положения в обществе, и равнялось оно холопьему, то есть рабскому! Это были слуги, почти рабы, которые просто участвовали в воинах. И не важно - получали они за это деньги, или это была их повинность, в любом случае, по своему статусу - это были холопы.

Что весьма интересно, следы подобного Треллеборга просматриваются и в окрестностях нашего Новгорода на Волхове. Обнаруженный в архиве Любека в новое время средневековый документ, известный ныне как “Проект торгового соглашения Новгорода с Любеком и Готландом 1268\1269 гг.” или также “Латинская грамота” хотя на самом деле, это был не проект договора, а именно настоящий договор - содержит упоминание некоего Дреллеборга под Новгородом. Приведём фрагмент 8 главы указанного текста в оригинале, на латыни:

“VIII. Cum mercatores cum lodiis ascendunt et ex infortunio aliqua dissensio inter mercatores et vectores orta fuerit vel percussio intervenerit et lis per composicionem sedata fuerit, non debet eadem dissensio amplius ventilari. Cum mercatores ascendunt wolcowe et veniunt ad veritin ritsagen, prima die famuli mercatorum non intrabunt ritsagen set secunda die intrabunt, et exibunt cum venerint Dhrelleborch”.

Указанный “Дреллеборг” большинство современных исследователей понимают не иначе, как “Холопий городок” -  известное по новгородским летописям поселение, которое  располагалось на Волхове чуть ниже Новгорода по течению, в 2 км ниже Хутынского монастыря. Археологические материалы указывают на его существование в период с конца I тысячелетия нашей эры, вплоть до 16 века. (Носов Е. II., Плохое А. В. Поселение Холопий городок под Новгородом // Краткие сообщения института археологии. 1989. Вып. 195. С. 36,40).

Вот как указанный отрывок из договора переводят на современный русский язык:

“VIII. Когда купцы с лодьями поднимаются [по Волхову] и из-за несчастья какое-либо разногласие между купцами и перевозчиками возникнет, или драка будет, и спор посредством примирения улажен будет, не должно это же разногласие шире раздувать. Когда купцы поднимаются [по] Волхову и прибывают к Веритин Ритзаген, в первый день слуги купцов не будут входить в Ритзаген, а во второй день будут входить и выходить, когда прибудут [в] Холопий городок”.

Что интересно, в этом районе до сих пор известно озеро Холопье и река Робейка. А рядом  присутствуют остатки самого городища с валом. Получается, что, на самом деле, скандинавские отряды, которые нанимались к русским князьям - на самой Руси,  не имели особо  высокого статуса. Несмотря на то, что сейчас, некоторые, следуя в русле скандинавских шовинистических мифологий, пытаются убеждать нас в обратном. Рассказывая о завоевателях - скандинавах! Что понятно из сохранения у отведённого, видимо, изначально, для их обитания места, того же самого названия, которое использовалось и на их собственной родине. И  которое, к тому же, было буквально переведено на русский. Показательным здесь является то, что в латиноязычном любекском документе в отношении этого места, был использован именно скандинавский термин. Не латинский, и даже не немецкий, а именно скандинавский. То есть логично, что связано оно было, в первую очередь, со скандинавами. Значит, по отношению к нашим князьям - их воины точно также были холопами и слугами, как и по отношению к своим собственным!  Действительно - здесь это был низший класс, просто наёмники, которые были обязаны воевать, рисковать своей жизнью и часто гибли за князя в разных сражениях. Это были слуги, да ещё и обязанные отдать свою жизнь, но никак не господа. Хотя руководители этих отрядов, видимо могли иметь более высокий статус. Но сами рядовые воины рассматривались тогда здесь просто как холопы. Точно также, как и там откуда они нанимались.

Не очень то этот новгородский Холопий городок, а также заявление о беглых рабах, стремительных данах, оборонявших Киев от печенегов, вяжется с представлениями поклонников скандинавской теории основания Руси о славянах, которых (как выразился один из них в беседе с автором книги) “тысячами ловили и продавали в рабство” отважные “скандинавы-викинги”. Хотя они пытаются транслировать эти убеждения - как респектабельную, по-настоящему научную точку зрения! Выставляя веру в это чуть ли не признаком просвещённости и образованности. Как тут не вспомнить, Гельмольда, который описывал как в Микилинбурге (Мекленбурге, столице ободритов) в рыночные дни выставляли на продажу до 700 пленных данов! Или например, "Сагу об Эгиле", в которой рассказывается, как заглавный её герой попадает в плен к куршам, и обнаруживает на хуторе местного жителя раба-датчанина со взрослыми, прижитыми в рабстве, сыновьями. Можно также ещё раз вспомнить историю Олава Трюггвасона (Олафа сына Трюггви) - одного из королей Норвегии, о котором мы уже упоминали, который служил киевскому князю Владимиру I. Путешествуя в детстве со своей матерью по Балтийскому морю, он попал в плен к эстиям и был обращён в рабство. Только через несколько лет его дядя Сигурд, собирая дань в пользу киевского князя случайно встретил Олафа, узнал его и выкупил. После чего тот попал ко двору Владимира и воспитывался там, а позже долго ему служил. Мать его, тогда, кстати так и не нашли. Историю жизни Олафа мы знаем по соответствующим сагам. А уж источники 11-12 веков и вовсе регулярно описывают опустошение Дании соседними славянами (например, 1043,1066,1100,1150 годов), а также, например, поход Ратибора на норвежский город Конунгахалле примерно 1135 года, который закончился полным уничтожением этого города и поголовным угоном всех его жителей в рабство.

В общем, в наёмных варяжских дружинах (включая скандинавские) могли, на самом деле, присутствовать действительно героические личности и выдающиеся авантюристы, типа того самого будущего короля Норвегии - Харальда. Который долго верой и правдой служил Ярославу, и видимо подружился с ним, а позже даже стал его зятем. Это безусловно, заметный деятель и нашей истории тоже - мы вправе им гордиться, как одним из героев Древней Руси. И он, конечно же, был скандинавом. Мы ничего не имеем против скандинавов, как таковых. Но это не делает всех варягов, а тем более русских князей, которым варяги служили - скандинавами! Это не делает самого Ярослава скандинавом. И это не делает оправданными поздние скандинавские выдумки о величии и тотальном господстве скандинавов - как на Руси, так и на Балтике. Настоящие скандинавы на Руси и выдуманная скандинавская история Руси - это совершенно разные вещи.

_________________________________

Слава Перуну!

рассуждения, Русь, Скандинавия

Previous post Next post
Up