Славянские боги в христианской иконографии

Mar 02, 2016 19:54

Оригинал взят у svatopolk в Славянские боги в христианской иконографии



Ян Роыт, «Малый проводник по христианской иконографии»Как я и обещал, предлагаю Вашему вниманию перевод отрывка из статьи «Образ святой троицы в изобразительном искусстве» (журнал «Getsemany» №111 за 2000 год) за авторством доктора философии, историка, специалиста по истории искусств Яна Клипы.

Итак,
«Экскурс: Изображение святой троицы при помощи трех голов и трех лиц»
Очень интересным, хотя, в то же время, неподходящим и даже иноверческим (в оригинале - heterodoxní) способом изображения триединого образа является достаточно распространенное изображение в виде «чудовища» (в оригинале - monstr), как с презрением выразился в начале 17. века итальянский кардинал и генерал ордена «Общество Иисуса» Роберто Беллармин. Эти изображения, возможно, имеют библейские корни в спорах о количестве гостей Авраама. С 13. века мы можем встретиться с попытками выразить насколько возможно образно и дидактично догмат троицы с помощью трех голов на одном теле или же трех тел, вырастающих из одного пояса, а позже - в наиболее излюбленном виде: одна голова с тремя лицами. В самых ранних случаях лица как бы опоясывают голову, поэтому видимыми оказываются лишь два лица, третье же остается скрытым от глаз. Позже два боковых лица начинают изображать в профиль, а среднее - анфас. В упорных попытках постичь триединство начали возникать три лица, а между четырьмя глазами оказываются втиснуты три лба, носа и рта (илл. на обложке журнала). Популярность этих изображений расширялась среди верующих благодаря книгопечатанию и научным ксилографиям.



Журнал «Getsemany» №111 за 2000 год, обложкаЦерковь Позднего Средневековья с самого начала понимала всю опасность такого иноверческого изображения святой троицы. Как далеко могут зайти спекуляции в рамках изображений данного типа - показывает роспись 1514 года из церкви в Больцано. Из одной талии здесь вырастают сразу три тела, причем бог-отец держит сферу, бог-сын - чашу, а святой дух c патеной (церковное блюдце) подает причастие подходящим к нему апостолам. На этом фоне не удивляет, что 11 августа 1628 года папа Урбан 8. издал буллу, в которой призывает всех образы такого типа уничтожать и сжигать, а так же угрожает отлучением всем, кто посмеет изображать троицу в таком монструозном обличии. О том же насколько этот образ был любим в народе можно судить по папскому бреве, адресованному Аугсбургскому епископству в 1745 году, в котором Бенедикт 14. выражает огорчение такими изображениями и подтверждает действительность буллы от 1628 года. Однако приказы и запреты свыше не были достаточно действенными, и трехликие образы троицы исчезают только в 19. столетии, хотя чешский этнограф Ченек Зибрт еще в 1894 году пишет в своей работе: «Образы эти еще рисуют, ибо простой люд предпочитает покупать их, и именно эти изображения требует у продавца».
Интересен здесь вопрос происхождения трехголового божества в христианстве. Предполагается, что это может быть форма архетипического характера, что подтверждает множество дохристианских и нехристианских религий и мифологий. В античности мы встречаемся сразу с двумя представителями такого типа. Это Гермес Трикефалос, трехголовые статуи которого устанавливались на перекрестках, и, главным образом, древний бог римлян Янус, который изображался с двумя лицами в профиль, как символ вечного конца и начала. Его изображение часто было призвано охранять двери и ворота. Не связанные с античностью, но подобные этим изображения обнаруживаются на кельтско-галльских надгробиях, отсылая к кельтской мифологии. Жизнеописания бамбергского епископа Оттона, бывшего миссионером у поморян в начале 11. столетия, упоминает о пантеоне балтийских славян, в котором главенствует бог Триглав, особенно почитаемый в Штетине. Троица-Тримурти известна и из индийской мифологии.
В христианском искусстве трехголовые или трехликие существа фигурируют прежде всего в роли антагонистов троицы, как о том свидетельствует пассаж из труда «Apologia ad Willelmum» святого Бернарда, в котором идет речь о пышных и необычных украшениях на столбах романских храмов, составленных из различных фантастических созданий: «…здесь видишь три головы, вырастающие из одного тела, там - наоборот три тела под одной головой». Возрождение со своей страстью к аллегориям и символизму стряхнуло пыль с античных традиций и превратило трехголовую фигуру в образ «prudenzia» - мудрости, что благодаря своим свойствам - memoria, intelligentia et providentia - правит временем во всех трех его качествах: praeteritum, praesens a futurum.
Ответить на вопрос: «как и почему в 13. столетии троицу начали изображать именно так?» сегодня ответить уже почти невозможно. Можно лишь предположить, что естественная попытка осмыслить таинство троицы невольно пробудила дохристианские образы в коллективной памяти Европы.

Вот такая статья. Как мне кажется, Ян Клипа допускает в своих рассуждениях один важный промах: он говорит о возрождении древних языческих традиций в тот период времени, когда в Европе это самое язычество на самом деле едва прекратило свое существование. А в некоторых регионах - вполне себе официально существовало. Посудите сами: тот самый Щецин, упоминаемый в связи с житием Оттона, был крещен лишь в 1124 году, Руяна - в 1168! Каких-то тридцать лет до первых «христианских триглавов» (отметим особо - первых известных триглавов!), особенно популярных в Чехии, где еще в середине 11. века продолжает действовать капище на горе Велиз, а в 12-м - ходят паломники в Аркону! Так что лично мне кажется, что следует говорить не о возрождении, но о продолжении древней традиции, с постепенным наполнением ее новым, христианским смыслом.

обычаи, искусство

Previous post Next post
Up