Здравствуйте! Тоже обращал внимание на этот любопытный способ формирования экзоэтнонимов, но никаких разумных тому объяснений пока не слышал. Однако могу заметить, что такого рода... Обобщения вообще-то свойственны русскому языку (извините за ТАКИЕ примеры) ))): мразь, сволочь (в смысле - "всякая мразь", "всякая сволочь"), шваль и так далее. Возможно, здесь действует некий общий закон?
По Вашему вопросу сообщаю: в чешском такой принцип формирования экзоэтнонимов отсутствует.
Ну да - знать, челядь - как социальные группы; мразь, сволочь, как обобщённые уничижительные эпитеты для людей, обладающих определёнными качествами. ;) (Надо, кстати, подумать - есть ли подобные примеры обобщающие носителей положительных характеристик) Короче - это всё укладывается в некоторую логику присутствующую в русском языке. Спасибо, кстати за пояснение о чешском языке - думаю сведения о ситуации в других славянских языках важны для анализа этого всего.
Шваль, кстати, насколько помню, происходит от французского шевалье, то есть всадник, дворянин, восходит ко временам Отечественной войны 1812 года - когда французов гнали из России, и те оборванные и голодные плелись по нашим дорогам - на выход, побираясь, грабя и получая по голове от всяких партизан. Но усвоили это в русский язык опять же таки - по этой схеме.
Да-да, шваль - это как раз оттуда, из 1812 года. Однако тут, по-моему, важен именно сам принцип словообразования.
Кстати, интересно, в связи с чем подавляющее большинство слов, образованных этим способом, носят именно уничижительный, пренебрежительный характер? Ведь сколько на одну "знать" приходится всякой "рвани", "голи" и "черни".
Слова сброд и сволочь происходят от слов бродить и волочить, и обозначали они сначала форму объединения группы людей: сброд - добровольное объединение, а сволочь - насильное объединение
( ... )
Слово скифь - позднее. Изначально оно было в форме скить, и происходило от слова скитаться. А это слово того же корня, что и скит - отдаленное временное пристанище, скрытное, недоступное место. Скиталец - житель такого места - который приходит "из ниоткуда" и уходит "в никуда". Греки восприняли слово скиталец, скит, как кочевник, у которого нет постоянного жилья. А затем через греческий язык поздней Византии, где "т" перешло в "ф" (тета в фиту), мы получили слово скиф и Скифия. Но сохранились и свои слова - скит, скиталец, скитаться.
По большому счету скитью, скитами (скифами) могли называться и жители лесов (оседлые, но недоступные), и кочевники (недоступные по другой причине). Отсюда и геродотовское уточнение, что скифы (скиты, скить) делятся на скифов-землепашцев и скифов-кочевников.
Значит скифы тут не при чём. Кстати греки вроде говорят что называли так скифов по имени их какого-то царя. А самоназванием их было по греческим свидетельствам - сколоты.
Но вот для этнонимов - скорее исключения. И получается, создавались эти формы по принципам этих самых собирательных слов женского рода, но на основании самоназваний народов.
Рать - хороший и красивый пример. Но вот, что касается слова гридь - то оно, на сколько понимаю, как раз не совсем в тему. Гридь - это уже, само по себе слово мужского рода, в единственном числе. А во множественном числе - это гриди. Хотя, гридин - тоже говорили.
И людин, кстати, тоже не от людь, а всё-таки от люди? Тут, видимо, уже какое-то смешение принципов. При этом, кстати, один член рати - это не ратин, а ратник.
Русь - светлое место, светлая земля. См. рассказ С.Т. Романовского "Русь". Не переиздают сейчас книг Романовского. В этом замечательном учебнике даётся сокращённая версия рассказа "Русь": Любовь Ефросинина: Литературное чтение. 2 класс.
Учительницы сейчас не читают детям этот рассказ...
Слово русь - действительно, скорее всего, связано со светлым, красновато-рыжевато-коричневым цветом. Или просто даже с красным. И является однокоренным корню, который в разных и-е языках имеет формы, "воплощения": рус-руд-руг-руй-рот-ред-руж и т.д. Но название страны не первично, оно происходит от названия этого племени.
Только не племени, а НАРОДА, жившего на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы, в Леванте, Средней и Центральной Азии, а чем писал Пахимерис (14 в). Это греч. Росс - от рус. слово РУСЫЙ, а не наоборот. Писал о том и митрополит Афанасий, хотя он неправославных уже не считал русскими. Однако. скорее всего, всё, что он написал - подправлено.
Ну можно конечно сказать и народа. Собственно племя я тут употребил как синоним народа, а не как противопоставление ему.
Да - греческое росс, по всей видимости есть переосмысление греками нашего слова рус (или перевод на свой язык) - Луитпрад Кремнонский напомним, утвержлает, что греки называют русь россами по красному цвету, а этимология руси, как слова связанного с красным, или светлым цветом - на мой взгляд, наиболее убедительна. "Рос" - по-гречески как раз и было "красным". Хотя греческое красный писалось по-другому чем греческое росс, то есть русин.
Comments 59
Тоже обращал внимание на этот любопытный способ формирования экзоэтнонимов, но никаких разумных тому объяснений пока не слышал. Однако могу заметить, что такого рода... Обобщения вообще-то свойственны русскому языку (извините за ТАКИЕ примеры) ))): мразь, сволочь (в смысле - "всякая мразь", "всякая сволочь"), шваль и так далее. Возможно, здесь действует некий общий закон?
По Вашему вопросу сообщаю: в чешском такой принцип формирования экзоэтнонимов отсутствует.
Reply
Ну да - знать, челядь - как социальные группы; мразь, сволочь, как обобщённые уничижительные эпитеты для людей, обладающих определёнными качествами. ;) (Надо, кстати, подумать - есть ли подобные примеры обобщающие носителей положительных характеристик) Короче - это всё укладывается в некоторую логику присутствующую в русском языке. Спасибо, кстати за пояснение о чешском языке - думаю сведения о ситуации в других славянских языках важны для анализа этого всего.
Шваль, кстати, насколько помню, происходит от французского шевалье, то есть всадник, дворянин, восходит ко временам Отечественной войны 1812 года - когда французов гнали из России, и те оборванные и голодные плелись по нашим дорогам - на выход, побираясь, грабя и получая по голове от всяких партизан. Но усвоили это в русский язык опять же таки - по этой схеме.
Reply
Кстати, интересно, в связи с чем подавляющее большинство слов, образованных этим способом, носят именно уничижительный, пренебрежительный характер? Ведь сколько на одну "знать" приходится всякой "рвани", "голи" и "черни".
Reply
Reply
Reply
По большому счету скитью, скитами (скифами) могли называться и жители лесов (оседлые, но недоступные), и кочевники (недоступные по другой причине). Отсюда и геродотовское уточнение, что скифы (скиты, скить) делятся на скифов-землепашцев и скифов-кочевников.
Reply
Греки, кстати, отмечали, что самоназванием скифов было "сколоты". Всех скифов, а не только каких-то там "скифов-земледельцев", кстати.
Reply
Словарь Фасмера
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Но вот для этнонимов - скорее исключения. И получается, создавались эти формы по принципам этих самых собирательных слов женского рода, но на основании самоназваний народов.
Рать - хороший и красивый пример. Но вот, что касается слова гридь - то оно, на сколько понимаю, как раз не совсем в тему. Гридь - это уже, само по себе слово мужского рода, в единственном числе. А во множественном числе - это гриди. Хотя, гридин - тоже говорили.
И людин, кстати, тоже не от людь, а всё-таки от люди? Тут, видимо, уже какое-то смешение принципов. При этом, кстати, один член рати - это не ратин, а ратник.
Reply
В этом замечательном учебнике даётся сокращённая версия рассказа "Русь":
Любовь Ефросинина: Литературное чтение. 2 класс.
Учительницы сейчас не читают детям этот рассказ...
Reply
Reply
Reply
Да - греческое росс, по всей видимости есть переосмысление греками нашего слова рус (или перевод на свой язык) - Луитпрад Кремнонский напомним, утвержлает, что греки называют русь россами по красному цвету, а этимология руси, как слова связанного с красным, или светлым цветом - на мой взгляд, наиболее убедительна. "Рос" - по-гречески как раз и было "красным". Хотя греческое красный писалось по-другому чем греческое росс, то есть русин.
Reply
Leave a comment