Юлиан Семенов, Артём Боровик, Дмитрий Якушкин

Oct 07, 2024 05:18

Отец - Семён Александрович Ляндрес (1907-1968), организатор издательского дела, редактор, был репрессирован по обвинению в «пособничестве троцкистскому диверсанту Бухарину» в 1952 году.



Жена - Екатерина Семёнова (дев. Михалкова-Кончаловская; 1931 - 20.03.2019), дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака, падчерица Сергея Владимировича Михалкова.



В 1927 году без ведома родителей поехала в США со своим возлюбленным - Алексеем Алексеевичем Богдановым, представителем «Амторга», коммерсантом. Богданов по телеграфу получил развод от первой жены и во время морского путешествия из Йокогамы в Сан-Франциско женился на Кончаловской. Вскоре они расстались, и в Россию вернулись порознь. В этом союзе родилась дочь - Екатерина Сергеевна Михалкова (по отчиму, который её удочерил; 1931-2019). Муж Екатерины - писатель Юлиан Семёнов (1931-1993), дочь - Ольга Семёнова (род. 1967).



В 1936 году Наталья Кончаловская вышла замуж за начинающего детского писателя Сергея Михалкова (1913-2009). В семье родились два сына - Андрей (род. 1937) и Никита (род. 1945), - они стали известными кинорежиссёрами.

В 1948 году поступил в Московский институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с Евгением Примаковым.

Из интервью Ольги Семёновой, дочери Юлиана Семёнова:
«Их отношения я могла бы действительно назвать дружескими. Папа познакомился с Юрием Владимировичем Андроповым в конце 60-х, когда тот бы назначен председателем КГБ. Юрий Владимирович позвонил отцу и пригласил зайти на Лубянку. Дело в том, что отец незадолго до этого отправил туда гневное письмо: часто у него отбирали при выходе из архивов записи, сделанные для работы над новым произведением, и их не возвращали.



Кстати, папа при первом знакомстве предложил Андропову почитать его роман, но предупредил, что в нем много неоднозначных персонажей истории, и Юрий Владимирович абсолютно подкупил его своим ответом: «История однозначных персонажей не знает. С удовольствием почитаю ваш роман». С тех пор Андропов первым читал все папины новые вещи, и они неоднократно встречались».



ВОСПОМИНАНИЯ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА КГБ ВЯЧЕСЛАВА КЕВОРКОВА
Наша дружба с Юлианом началась в конце семидесятых, но знакомство состоялось за десять лет до этого, когда он собирал материал для романа «Семнадцать мгновений весны» и встретился с моим шефом - интереснейшим человеком и красавцем (высоким, с усами) Норманом Бородиным, работавшим во время войны нелегалом во Франции.
Норман тогда позвал меня с собой: «Тут один молодой писатель просит рассказать о моей нелегальной работе. Присоединяйся».
Встретились мы в ресторане, и Юлиан очень подробно расспрашивал Бородина о жизни во Франции. Тот, помимо прочего, упомянул о своей жене Татьяне, которая была там вместе с ним и, когда ждала ребенка, страшно волновалась: «Ведь я же буду кричать по-русски!» Я те слова пропустил мимо ушей, а когда увидел в фильме сцену, где Кэт разговаривает об этом с мужем и Штирлицем, просто ахнул: «Вот это настоящее писательское! То, что Толстой умел делать, - тщательно собирать детали и потом удачно и к месту их использовать».
Норман Михайлович Бородин, советский разведчик, полковник, ставший одним из прототипов Штирлица. В своё время Норман Бородин был на нелегальной работе во Франции и точно так же встречался с женой в кафе, когда у них появился ребёнок. Это опровергает слова дочери Юлиана Семёнова, что «сцену в кафе отцу навязали в КГБ».

В 1974 году в Мадриде Юлиан Семенов встречался с главным диверсантом Третьего Рейха Отто Скорцени, а позже - с одним из героев «Семнадцати мгновений весны», генералом войск СС Карлом Вольфом.



В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего программы «Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с главным редактором французского журнала «VSD» (после прогулки с Эдуардом Лимоновым); «в том, что это было покушение не на Плешкова, а на Юлиана, никто не сомневался».



Александр Плешков, первый заместитель главного редактора нашей газеты Юлиана Семенова, в апреле 1990 года уехал в командировку во Францию. Из Парижа вернулся в цинковом гробу. Сказать, что эта внезапная смерть потрясла всех, кто знал Сашу, значит не сказать ничего. Сорокадвухлетний статный красавец не только не жаловался на здоровье, но незадолго до роковой поездки прошел полное медицинское обследование в поликлинике. Диагноз: практически здоров.

За месяц до его инсульта, в Париже, при очень странных обстоятельствах, с признаками отравления, умер его заместитель Александр Плешков. Эдуард Лимонов в «Книге мертвых» писал, что Плешаков мог привезти с собой документы следователя Гдляна, который занимался расследованиями коррупции в высших эшелонах власти Советского Союза. Юлиан Семёнов ждал его в Париже, но встретиться им не удалось - Плешакову стало плохо за несколько часов до встречи.

В 1990 году он вёл переговоры с американским и австралийским медиамагнатом Рупертом Мёрдоком.
Однако 20 мая 1990 года, за 52 минуты до судьбоносной встречи, Семёнову стало плохо. По стечению обстоятельств его поездку на переговоры снимала корреспондент британского канала BBC One Оливия Лихтенштейн. Она запечатлела, как "отца Штирлица" с неожиданным инсультом увезли в больницу.

Создавший недавно успешное издание «Совершенно секретно», Семёнов хотел договориться с ним об инвестициях, которые позволили бы изданию быть независимым от советских структур. Буквально за пятьдесят минут до встречи Юлиан Семенов, пышущий здоровьем, стал «заваливаться набок», как рассказывал впоследствии журналист Артём Боровик. В больнице им. Бурденко, куда его привезли, врачи диагностировали инсульт.

Артём Боровик родился 13 сентября 1960 года в Москве в журналистской семье. Отец - политический обозреватель, писатель и драматург Генрих Боровик (род. 1929), мать - Галина Михайловна Боровик (урождённая Финогенова, 1932-2013) - по профессии учитель истории, впоследствии редактор отдела культуры телевидения. С 1966 по 1972 жил в Нью-Йорке, где отец работал корреспондентом Агентства печати «Новости» и «Литературной газеты». Учился в 45-й школе (школе Мильграма). Окончил факультет международной журналистики МГИМО. Сестра - Марина Якушкина (род. в 1956 г.).
Известность Генриху Боровику принесли его очерки из "горячих точек" - Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, - напечатанных в журнале "Огонек".
В моих руках документ за подписью начальника Генерального штаба, Маршала Советского Союза Ахромеева: “Корреспонденту тов. Боровику А.Г. разрешить в марте сего года посетить некоторые воинские части ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан и при этом присутствовать во время выполнения боевых задач одним из подразделений…”
“А отец знает?” - спросил маршал, прежде чем подписать разрешение. “Конечно!” - слукавил Артем. Это был один из немногих случаев, когда Артем использовал громкую фамилию “в своих интересах” - добился, чтобы ему разрешили не просто побывать в “горячей” точке, но и участвовать в военных действиях. Отец об этом узнал только после возвращения сына из Афганистана, когда Артема наградили солдатской медалью “За боевые заслуги”. Правда, Артем никогда ее не носил, считая, что награда журналиста и медаль солдата - вещи несопоставимые.
Он был в Чернобыле, писал очерки и репортажи из Никарагуа.
В августе 1991-го, во время ГКЧП, он три дня и три ночи вместе с женой Вероникой находился в Белом доме и вел прямой репортаж для американской компании CBS.
7 марта 2000 года в программе Дмитрия Диброва кто-то из телезрителей задал Артёму вопрос, ставший роковым: «Если вы такой честный, то почему до сих пор живы?» Через два дня в Шереметьево Артём Боровик погиб в авиакатастрофе. Трагическая, нелепая случайность оборвала его жизнь 9 марта 2000 года…



Г.В.: Кажется, со своим будущим мужем вы познакомились тоже в США?
Марина Якушкина: Верно. Отец Дмитрия работал в ООН. Дима пришел к нам в третий класс советской школы, до этого он учился в школе американской. Он был абсолютно американским мальчиком, с идеальным, без малейшего акцента, английским, очень веселым. Дима писал крупными квадратными буквами без наклона, что мне чрезвычайно понравилось. Ему-то почерк потом исправили, а я до сих пор пишу без наклона.
Дмитрий Дмитриевич Якушкин юности жил в США, учился в американской школе. В 1979 году окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД СССР.
Родился Дмитрий Иванович Якушкин 16 мая 1923 года в городе Воронеже в семье служащего, ставшего впоследствии известным академиком-растениеводом. С началом Великой Отечественной войны 18-летний Дмитрий ушел добровольцем в Красную Армию и прослужил в ней до 1947 года. Являлся участником Парада Победы.



В 1960 году Якушкин был направлен на работу во внешнюю разведку. Окончил Высшую разведывательную школу КГБ. Из 26 лет службы в разведке он в общей сложности 14 лет проработал за океаном, в Соединенных Штатах Америки.
В 1963 году последовала первая длительная командировка за океан - рядовым разведчиком, сотрудником резидентуры в Нью-Йорке. В период командировки Якушкин добился конкретных вербовочных результатов. Его труд был отмечен медалью «За боевые заслуги». Впоследствии Дмитрий Иванович говорил, что изо всех государственных наград ему более других была дорога эта скромная медаль, полученная в самом начале работы за океаном в качестве рядового разведчика.
Возвратившись в 1969 году в Москву, Якушкин работал в Центральном аппарате разведки заместителем начальника американского отдела. Позже его выдвинули на должность начальника другого самостоятельного отдела внешней разведки.
Возвратившись в Москву, Якушкин более четырех лет работал начальником американского отдела внешней разведки. Выезжал во многие страны Западной Европы, где выполнял ответственные задания.
После ухода в 1986 году в отставку Д.И. Якушкин работал в агентстве ИТАР-ТАСС, являясь его политическим и дипломатическим обозревателем. Свой огромный зарубежный опыт, разносторонние знания в области международных проблем он творчески реализовал на журналистском поприще.
8 августа 1994 года Дмитрий Иванович скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Г.В.: Как складывалась ваша дальнейшая карьера?
Марина Якушкина: Я защитила диссертацию, параллельно преподавала французский язык. С огромным удовольствием вспоминаю время, когда занималась научной работой,-- это был один из самых замечательных этапов моей жизни и, возможно, самое интересное дело, какому я когда-либо себя посвящала. А занималась я многим, от журналистики до бизнеса. Вообще, лингвистика -- захватывающая наука, она помогает понять, как устроено наше сознание.
Дмитрий же, придя в "Комсомолку" рядовым корреспондентом, дорос до заведующего отделом международной политики. Потом его, молодого и перспективного, пригласили работать в АПН. В 1986 году мы уехали во Францию -- муж стал заведовать европейским корпунктом АПН и "Московских новостей".
Во Франции мы провели четыре очень интересных года. Когда вернулись, Егор Яковлев предложил Дмитрию возглавить международный отдел "МН". Но у газеты своя жизнь: после стремительного взлета следует спад. Дмитрий ушел на телевидение. Потом стал главным редактором русского варианта журнала GEO. Затем ему предложили вести на РТР программу "Подробности", что он и делал (любовь к политике пересилила любовь к географии) вплоть до назначения на должность пресс-секретаря президента России.
Естественно, Д.Д.Якушкин, имея такого отца, не мог быть "чистым журналистом", каким он значится в официальной биографии. Это противоречило бы законам советского общества - и даже законам природы, если хотите… Работал Якушкин в "Комсомольской правде", потом был "корреспондентом АПН" во Франции. Т.е. служил в 5 Отделе разведки… В сентябре 1998 года Якушкина назначили пресс-секретарем и заместителем руководителя Администрации Президента Ельцина. В январе 2000 года было объявлено, что Якушкин останется пресс-секретарем Ельцина и после его ухода с поста Президента. Конечно, присматривать за этим старцем кому-то нужно и теперь, но для Якушкина хорошего в этом мало… Мы уже говорили, что в смысле успеха в карьере 5 Отдел разведки сильно уступает 3 и 4 Отделам.

- Ты как-то сказала такую фразу, что Юлиану Семенову помогли уйти из жизни.
- Я не люблю желтые сенсации и тысячу раз продумала и проверила, прежде чем решилась это сказать. Сначала был отравлен его первый заместитель в газете «Совершенно секретно» Александр Николаевич Плешков. Это произошло в Париже. Я рожала мою дочку Алису, папа приехал меня поддержать, а Александр Николаевич привез материалы для нового выпуска газеты. Нам позвонили: он внезапно умер. Кровь шла из носа, из ушей, из внутренних органов. Папа вернулся в Москву на похороны. От жутких переживаний у него произошел инсульт. Кто-то рано утром зашел к нему в палату, показав какое-то удостоверение и попросив медбрата выйти. Что там произошло, неизвестно, но случился второй инсульт. А вскоре был убит священник Александр Мень, член редакционного совета газеты «Совершенно секретно». Все эти смерти не случайны.

1991 год, газета "Аргументы и факты" ? 39 (статьи нет в интернете)
... один сотрудник православного отдела КГБ утверждал, что незадолго до гибели отец Александр Мень получил материалы, компрометирующие высшее церковное, партийно-государственное и чекистское руководство. Портфель с этими документами бесследно исчез после нападения двоих неизвестных, а гибель отца Александра, как и последующие убийства двух священников - его друзей, - дело рук спецслужб, выполнявших заказ заинтересованных лиц". Разработка "дела оперативной проверки" осуществлялась в 80-е годы по линии КГБ - Калининградским горотделом Московского управления КГБ, а по линии МВД - Калининградским горотделом внутренних дел, который тогда возглавлял Виктор Павлович Баранников, ставший министром МВД, а позже и МБ (бывшего КГБ). Курировал "дело" А.Меня Олег Хандожко, сподвижник В.П.Баранникова по Калининграду. И "важного свидетеля", который мог бы многое рассказать, несколько раз видели неподалеку от места работы следственной группы.



Он прожил три года и скончался 15 сентября 1993 года от инсульта и пневмонии в кремлёвской больнице.

Юлиан Семенов Артём Боровик Дмитрий Якуш

Previous post Next post
Up