Тринадцатый. Часть 5. Экранизации (продолжение)

Apr 06, 2019 22:51


все картинки кликабельны



5.2. Фильм 97-го. Обыкновенный фашизм

Следующая экранизация романа вышла в 1997 году, это был фильм Пола Верхувена «Звёздный десант». Музыку к нему писал сам Бэзил Полидурис. Тема «Klendathu Drop»:

https://www.youtube.com/watch?v=CIGHCoVzqtk

         Сам Верхувен, по его словам, прочитал в книге только первые главы, счёл её пропагандой фашизма и выкинул на помойку. Сценарист фильма Эдвард Ноймайер («Робокоп») намёк понял и превратил фильм в сатиру, высмеивающую идеи «Десанта». Ну, или то, что они с Верхувеном принимали за идеи книги. «Я создал идеальный фашистский мир: в нём всё красиво, всё блестит, у всех огромные пушки и навороченные корабли, но всё это годится лишь для того, чтобы истреблять грёбанных жуков» - пояснял режиссёр. Чтобы сделать свою мысль совсем прозрачной, он копировал кадры Лени Рифеншталь и форму войск СС.




Режиссёру повезло, компания «Sony» как раз основательно перетряхнула штат студии сверху донизу, а потом ещё разок и ещё, и ещё - и кинематографическим боссам было не до того, чтобы контролировать производство, они отчаянно пытались удержаться за ручки кресел. Верховен умело лавировал между теми, кто ещё, и теми, кто уже, и снимал свой фильм практически бесконтрольно. В результате получилась изящная двусмысленная штучка: в первом слое ура-боевик «наши против жуков», а во втором - злая сатира на фашистский строй и имперскую машину пропаганды, промывающую мозги героям и перемалывающую их в мясорубке бессмысленной бойни. Для тех, кто ещё сомневается, предназначен замечательный ролик в новостях, где рассказывается, что жуки с Клендату на другом конце галактики посылают астероиды, чтобы атаковать ими Землю.




Свой метод Верхувен описал так: «вы отождествляете себя с героями, а потом, когда слияние становится полным - бац! - и выясняется, что они фашисты». Пол Верхувен считал, что снимает критику американского империализма, который очень легко может превратиться в фашизм. В общем, Пол, ярый антифашист, просто воспользовался книгой Хайнлайна, чтобы пропагандировать свои собственные мысли. Говоря словами классика, он воспользовался микроскопом для забивания гвоздей, нисколько не интересуясь его назначением.

Однако с Верхувеном критики поступили точно так же, как он поступил с Хайнлайном. Фильм обвинили в пропаганде фашизма, обругали за отсутствие сюжета и заклеймили «пустышкой, рассчитанной на фанатов фантастики» и «безостановочным фестивалем насилия, на фоне которого даже самый тупой летний блокбастер покажется интеллектуальным кино». В общем, как аукнулось, так и откликнулось. «Десант» провалился в прокате (55 млн $ при бюджете 105 млн) и пустил карьеру Верхувена в Голливуде под откос.

Впрочем, и дальше всё произошло точно, как с книгой - критики, отработав зарплату, затихли, продажи на видео потихоньку делали кассу, армия фанатов год от года росла… Вот только привлекала их в фильме не изящная многослойная сатира Верхувена. Как оказалось, имитация геббельсовской пропаганды сработала не хуже оригинала, и подростки тупо фанатели от формы, символов и лозунгов, показанных в фильме. Ну и ещё, конечно же, спецэффекты. Номинация на «Оскар» за сочетание аниматроники с CGI была вполне заслуженной.

Но я думаю, что среди причин, по которым фильм зацепил зрителя, была ещё одна. Нашаривая очередной микроскоп для забивания гвоздей, Верхувен сумел выхватить из дымного облака архетипов, которым мы живём и чувствуем одну важную деталь - и придал ей совершенное визуальное воплощение. Возможно, сам он при этом думал о том, как донести до зрителя нехитрую мысль Солдаты с промытыми мозгами воюют с бездумными насекомыми, война бессмысленна. Но в художественном плане он создал картину противостояния Порядка и Хаоса. Вы помните этот образ? Солдаты в гладких блестящих шлемах с гладким блестящим оружием - все монохромно-чорные в окружении геометрически правильных, соразмерных конструкций - противостоят пестрой мельтешащей лавине жвал, мандибул, членистых ножек и трепещущих крыльев противника, лавине, в которой нет ни симметрии, ни пропорций.




И с этого момента всё остальное наполнение фильма теряет всякий смысл - нельзя призывать силу стихий для того, чтобы зажечь свечу, Дух Огня спалит и свечу, и весь дом впридачу. Именно поэтому массовый зритель не заметил хитросплетений режиссёрской логики - он был зачарован эпической битвой вселенских принципов, на которой построена наша цивилизация. (Ну ладно, это, конечно же парафраз конной атаки, потыренной то ли из вестерна, то ли из классики, но сути явления в философском плане этот факт не меняет.)

Здесь, по идее, должно быть десять-двенадцать абзацев о съёмках фильма, но к чему плодить сущности? Об этом фильме выпущены уже целые книги, и я не стану пытаться пересказать их содержание. Могу добавить только, что визуальные решения фильма полностью промодулировали последующее развитие франшизы. После 1997 года практически исчезли обложки с оригинальной графикой - все в той или иной степени повторяют визуальный ряд фильма и выпущенных к нему плакатов. Это, конечно же, в первую очередь, орущий Каспер Ван Дьен:




И касочка:




И, разумеется, фильм не мог не собрать вокруг себя определённую долю стёба. Как вот эти два плаката, например:





Собственно, на этом историю о «Десанте» можно считать завершённой. С этого момента роман Хайнлайна окончательно потерял самостоятельное значение в культурном поле, все последующие обращения к теме опирались только на фильм, идеи и образы фильма, полностью игнорируя его литературную основу. Массовая культура усваивала «Звёздный десант», откусывая и отбрасывая «лишние» детали. Сначала Верхувен отсёк социальный эксперимент, выбросив из романа всё смысловое зерно, потом продолжатели отсекли сатирический посыл Верхувена, и так продолжалось, пока от источника не остался скелет из противостояния жуков и космодесантников.

Но фэнам и этого было вполне достаточно. Два продолжения фильма были сняты уже в очищенной от ненужных придатков форме - в «Герое Федерации» и «Мародёре» нет никакой сатиры, всё на полном серьёзе… и совершенно отвратительно. Несмотря на то, что над фильмами работали сценарист и автор спецэффектов «Звёздного десанта», без Верхувена (а может, и без литературной основы) они ничего не смогли. Их единственной заслугой можно считать добавление во вселенную «Десанта» людей-зомби, работающих на жуков.



Каспер Ван Дьен и Эдвард Ноймайер

В последнее время ходят слухи о «перезапуске» - в частности, говорилось о том, что новый сценарий будет «ближе» к литературному источнику. Правда, похоже, под этим подразумевалось всего лишь использование боевых скафандров вместо потешных бронежилетов Верхувена, а тот факт, что в качестве возможного сценариста на полном серьёзе называли Ноймайера, лишь подтверждает, что продюсеры по-прежнему не читали Хайнлайна и до сих пор понятия не имеют, о чём написана его книга.

Продолжение следует
.
Часть 0. Прелюдия. Предыстория (начало).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (окончаниие).
Часть 1. Фашизм, сексизм, милитаризм.
Часть 2. Настолки и ролёвки.
Часть 3. Первая Компьютерная.
Часть 4. …и прочая мультимедия.
Часть 5. Экранизации (начало).
Часть 5. Экранизации (продолжение). - You are here
Часть 5. Экранизации (снова продолжение).
Часть 5. Экранизации (окончание).
Часть 6. Комиксы (начало).
Часть 6. Комиксы (окончание).
Часть 7. Вторая компьютерная. ХХ лет спустя.
Часть 8. Верхом на огненной метле.
Часть 9. Бронированные фантазии.
Часть 10. Яблочные семечки и воины цветов.
Часть 11. Октоподы.
Часть 12. Экзотика и эксклюзив.
Часть 13. Русский размер. .

кино, Хайнлайн

Previous post Next post
Up