Серьезной проблемой является контроль знаний по истории в соответствии с требованиями ФГОС.
В современной школе знания контролируются, насколько я понял, не так, как в советское время.
В наше время оценка знаний учащегося проводилась посредством беседы с ним и определения насколько он знаком с изучаемой эпохой, ключевыми событиями и действующими лицами, видит ли он причинно-следственные исторические связи, может ли дать личную оценку описываемым событиям: нравственную, политэкономическую, на чем основывается в своей оценке. Естественно, в полном объеме подобный контроль знаний возможен только в старшей школе, когда ученики - уже вполне развитые личности, завершающие формирование своего мировоззрения.
В современной же школе, тем более - на семейном обучении, контроль знаний со стороны государства осуществляется посредством тестов.
Например (
История Древнего Мира. Проверочные и контрольные работы. Е.А. Крючкова, Древний Египет. Проверочная работа №3, варианты 1, 2, вопрос 6):
Установите соответствие между именами древнеегипетских богов и их функциями:
Апоп, Геб, Тот, Осирис, Сет, Анубис, Амон, Нут, Бастет, Гор, Маат, Исида
богиня правды, защитница жен и матерей, бог Солнца, богиня неба, покровитель земных фараонов, покровительница женщин и их красоты, распорядитель в стране мертвых, владыка песчанных бурь, бог земли, бог тьмы, царь и судья в стране мертвых, бог мудрости.
100%, что не только пятиклассник, но и взрослый, даже читавший по истории Древнего Мира и Египта нечто сверх школьного учебника, тест провалит.
Например, я знаю, что Апоп - пресмыкающееся подземного мира, из-за которого в Египте периодически нет воды. (А)Омон, проплывая по подземному миру, избивает Апопа и Апоп отдает назад египтянам воду.
Но за что конкретно отвечает в египетском пантеоне Апоп в свободное от воровства воды у египтян время? Можно попытаться угадать по списку...
И таких нелепых вопросов, на которые невозможно дать ответ не зазубрив учебник и дополнительные материалы, требующих не понимания, не ориентирования во времени и событиях, а именно зазубривания, в тестах более трети. В связи с вышеизложенным, тесты мы проходим с парнями следующим образом:
- Парни, смотрите, вот вопрос о египетских чертях, вы их знаете?
- Нет.
- Давайте посмотрим в гугл, кто тут есть кто?
- А зачем нам это надо?
- Вообще не надо, потому посмотрим по-быстрому, много времени тратить не будем, и без того есть чем заняться...
Пришлось смириться с мыслью, что нормальных оценок по истории у парней не будет.
Потому как необходимо сделать выбор между содержательным изучением истории и зазубриванием малозначимых фактов, причем в ущерб не только изучению истории, но и иных предметов, так как, в случае зубрежки, на историю потребуется излишне много времени.
Что мы теряем? Оценку в аттестате.
Что приобретаем? Интерес к истории. Время.
Урок, у нас, обычно проходит так:
мой рассказ по теме урока;
краткая беседа по теме;
просмотр видеоматериалов (если есть);
тест по ФГОС по уже пройденной теме, очень коротко;
самостоятельное чтение параграфов из советского учебника