Уважаемый Борис Рожин, известный в сети так же как
colonelcassad, в продолжение дискуссии о
синтезе коммунизма и религии (Бориса сподвиг на написание статьи спор между Борисом Юлиным
sha-julin и Романом Носиковым
roman-n на тупичке), написал небезынтересную статью "
О православных коммунистах". Интересна эта статья мне прежде всего тем, что действительно отражает взгляды на действительность современных "ортодоксов" от левого движения, с одной стороны - дистанцирующихся от крайне левых, проповедующих полное и безоговорочное физическое уничтожение всякого инакомыслия, а, с другой стороны - пытающихся доказать окружающим, что именно они и стоят на ленинской позиции в отношении к верующим людям.
Но, обо всем по порядку.
Что порадовало меня в статье Бориса - так это концовка статьи, в которой он высказывает свое, личное мнение, с которым я вполне согласен
Лично я, являясь атеистом и занимая последовательную антиклерикальную позицию, вполне положительно отношусь к возможности того, что верующие могут строить коммунизм. Я вполне себе допускаю, что в условном блоке "коммунистов и беспартийных", верующие могут строить светлое будущее, пускай даже они и считают, что это в рамках их картины мира связано с какими-то религиозными вещами и бог им попустил строить коммунизм. Это их частное дело. Задачей коммунистов не должно быть битье верующих по голове и взрывы или осквернение храмов в отместку за то-то и то-то, а вдумчивое продвижение основных коммунистических принципов, которые выше вопроса о религиозных убеждениях. Религиозные убеждения вторичны по отношению к главным задачам. На основе общих экономических и политических интересов, действительно возможны совместные действия. Попытки же искусственно соединить, приведут лишь к размежеванию...
Разумно. Мало того, искусственно созданный в перестройку раскол нашего народа на "красных" и "белых" создан именно для того, чтобы мы, находясь в непримиримом антагонизме друг с другом, не мешали эксплуататорам и капиталистам управлять нашим народом и не обращали свое внимание на главную проблему нашего общества, проблему разделения общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, господ и быдла. Именно на решение этой проблемы и необходимо направить все еще оставшиеся в нашем обществе силы. А дальше, с ускорением перерождения общества, таковых будет все меньше.
Порадовало так же и отрицание практики борьбы с религией т.н. "верных ленинцев" (идеологический штамп, рожденный в хрущевскую эпоху в отношении репрессированных Сталиным идеологов и практиков революции, стоявших на "троцкистских" позициях).
Однако, у меня есть четкое убеждение, что Борис так и не понял ни позиции Ленина, ни позиции Сталина в отношении религиозного вопроса.
И тут придется привести некие разъяснения.
О позиции Ленина
Позиция Ленина, в части отношения религии как организованной силы, как Церкви (а любая религия, кроме крайних разновидностей протестантизма, исповедующих строго индивидуальное понимание религиозных догматов - это не только учение, но и организация), сводится, прежде всего, к уничтожению организованной религии (см. например, материалы по совместной Лениным и Троцким организации компании по изъятию церковных ценностей, основной задаче которой были не ценности, а нейтрализация церкви как таковой, т.н. Шуйское дело и т.д., совместную организацию Троцким и Лениным руками ГПУ обновленчества как средства для уничтожения православной церкви как организации и вообще материалы по этому делу и т.д. и т.п., так же - вообще переписку и работы В.И. Ленина по вопросам религии). Под свободой совести В.И. Ленин понимал не действительную свободу совести, при которой атеист может смело исповедовать атеизм и пропагандировать таковой, а православный - исповедать православие и проповедовать таковое, а свободу верующим иметь свои убеждения молча, у себя дома, без права на проповедь таковых среди широких народных масс и свободу атеистов на дискриминацию верующих по религиозному признаку.
Если, например, уважаемый Борис обратит более пристальное внимание на цитируемую им статью В.И. Ленина "
Социализм и религия", то он обнаружит там то, о чем он стыдливо умолчал в своей статье:
…«Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии... По отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований....»
Из работы «Об отношении рабочей партии к религии».
…«Социал-демократия строит все свое миросозерцание на научном социализме, т.е. марксизме. Философской основой марксизма ... является диалектический материализм ... - материализм безусловно атеистический, решительно враждебный всякой религии»…
…«Религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса».
…«Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией... Борьбу с религией нельзя ограничить абстрактно-идеологической проповедью, нельзя сводить к такой проповеди;...».
ПСС, т.17,с.415-435
Из работы «Классы и партии в их отношении к религии и церкви»
«с.-д. Сурков, один из всей Думы поднял прения на действительно принципиальную высоту и сказал без обиняков, как относится к церкви и религии пролетариат, как должна относиться к ней вся последовательная и жизнеспособная демократия. «Ни одного гроша народных денег этим кровавым врагам народа, затемняющим народное сознание».
ПСС, т.17, с.434-435.
Ну и далее, Владимир Ильич перешел к практике. Для начала, объявил церковь вне закона.
Из декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви
«Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.»
И далее начались организация "обновленчества", массовые расстрелы, террор, общество воинствующих безбожников и т.д. и т.п.
В чем Ленину активно содействовал Троцкий и "невинно пострадавшие" позднее "верные ленинцы".
Мне представляется, Борис, что нельзя усидеть на двух стульях - объявлять о своей твердой солидарности с Лениным в религиозном вопросе и объявлять о готовности к сотрудничеству с православными. Потому как позиция Ленина заключалась в полном искоренении религии и использовании верующих для достижения поставленных целей.
Позиция Сталина.
Насколько полно Сталин был верующим - достоверно неизвестно. Известно только, что Сталин был единственным советским лидером, которого по смерти отпели в церкви, которого можно поминать об упокоении при богослужении. Т.е. официально церковь признает Сталина православным христианином. Пусть, возможно, заблуждавшимся, но одним из нас. Естественно, приводимые Борисом "иконы" с Иосифом никакого отношения к православию не имеют. Кем-кем, а святым Сталин не был. Да и, вряд ли кто-то на его посту мог бы быть таковым. Вопрос о святости Сталина ставится у нас только маргинальными группами. Теми самыми, которые борются с ИНН и паспортами, ходят с "иконами" Сталина и Грозного, наряжаются как клоуны и позиционируют себя таким образом на митингах. Это отдельный образ жизни и, для многих, отдельный вид медийного бизнеса. Естественно, маргинальные группы существуют в любом социуме (и у нас и у коммунистов).
Но достоверно известна позиция Сталина в отношении религии: мирное сосуществование церкви и государства к взаимной пользе.
Поцитирую Сталина
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ЦК РКП №30 ("Об отношении к религиозным организациям").
ЦК постановляет:
1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений... по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место - отменить немедля;
2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;
3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. II;
4) воспретить аресты “религиозного характера”, поскольку они не связаны с явно контрреволюционными деяниями “служителей церкви” и верующих;
5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИКа от 29/III-23 г.;
Секретарь ЦК И. Сталин. 16/VIII-23 г.
Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
№ 1697/13 11. 11. 1939 г. товарищу Берия Л. П.
Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г.
Решение от 11 ноября 1939 года Вопросы религии.
По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК постановляет:
1). Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.
2). Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 “О борьбе с попами и религией”, адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и право-славноверующих, - отменить.
3). НКВД СССР произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.
4). Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.
СЕКРЕТАРЬ ЦК Сталин
Также Сталиным ещё до войны был отменен Декрет «О национализации церковного имущества…».
Как видно из приведенных документов, попытки воспрепятствовать разгрому православной церкви "верными ленинцами" предпринимались товарищем Сталиным еще в начале 20-х годов, и, по мере упрочения власти Сталина, все больше и больше проявлялась его действительная позиция в отношении церкви, по сути - диаметрально противоположная позиции Ленина.
Что интересно, в поисках обоснования единства позиции Ленина и Сталина в отношении религии, Борис вынужден обратиться... к статье журнала "Антирелигиозник" основанного "верными ленинцами" общества воинствующих безбожников, где, предчувствуя скорое прекращение государственного финансирования своей деятельности, некто Федосеев поет дифирамбы товарищу Сталину за его "борьбу с религией" (по тексту статьи таковой не просматривается), приведенной в своем журнале крайним либералом и антисоветчиком, пишущим "от имени" РПЦЗ иереем Николаем, Бог ему судья как и мне.
Не вдаваясь в конспирологию, скажу, что найти заметки о крайне антирелигиозной позиции Сталина, действительно, можно преимущественно у зарубежников. Так же именно там можно узнать о сатанинской сущности советского строя, великой борьбе генерала Власова и атамана Краснова и т.д. и т.п. По человечески этих людей можно понять - они потомки белоэмигрантов и власовцев, стоящие на крайне антисоветских позициях, как и их отцы и деды. Но оправдывать такую позицию или приводить её как позицию церкви - не стоит. Это частные мнения детей людей сделавших в свое время неверный выбор.
Что интересно, там же, у отца Николая, можно найти еще один интересный документ, который отец Николай, естественно, трактует в антисталинском ключе.
Документ о лишении товарища Федосеева и прочих подобных товарищей госфинансирования и передаче всего имущества "воинствующих безбожников" на пользу отечественной науке.
И именно такой подход должно приветствовать. Именно он - полезный всем нам и единственно правильный.