Про детей, про ревность и про борщ

Aug 01, 2012 01:20

Все-таки полезно отправлять ребенка в лагерь. Вот я отвез Олежку обратно, и сразу столько мыслей в голове появилось! И не только про борщ на обед.
Нет, конечно, кто-то может сказать, что борщ на обед - дело само собой разумеющееся. Но для меня это технология XXI века. Поскольку в ХХ веке я определенно никаких борщей не готовил. Меня вполне устраивали покупные пельмени...
Так вот про мысли... Знакомая (приемная мама) написала в блоге о себе и детях. Запись была подзамочная, поэтому ни цитировать, ни ссылку давать я не стану. Но суть проблемы в следующем: мама хочет еще одного приемного ребенка, а дети говорят, что им приемного не хочется, им хочется только кровного. И мама спрашивает: что за дела вообще?!
У меня в этой теме, не скрою, есть свой, шкурный интерес. Вот, предположим, пройдет лет несколько, и я, допустим, задам тот же вопрос Олежке. А он упрется рогом и скажет: "Рожай сам!". А мне, извините, в силу некоторых физиологических особенностей, родить как-то затруднительно. Придется искать другие пути.
Чтобы другие пути найти, придется залезть в головушку к чаду. И как-нибудь хотя бы предположить, почему на второй неделе пребывания дома все дети из ДД уже кажутся ему тупыми.
Первым делом в сознании всплывает слово "ревность". Если ребенок не хочет другого ребенка в семье, стало быть, это ревность. Но что такое ревность?
Есть, как минимум, две ревности. Первая - про собственность. Об этом все знают. Я присваиваю себе другого человека целиком и полностью. Как игрушку, которая во всем зависит от меня. И, если человек пытается хоть в чем-то от меня не зависеть, я ревную.
Собственно, это патология. И автор поста совершенно справедливо говорит, что речь не о том.
Но есть и другая ревность. Ревность, связанная с покушением (реальным или мнимым) на мою уникальность, неповторимость. Как раз Вильям наш Шекспир - об этом. Точнее, там одно наслаивается на другое. Сначала Отелло дают понять, что "мавр сделал свое дело - мавр может уходить" (ну и ладно, что не Шекспир это написал, а Шиллер - суть одна), а потом и Дездемона ему якобы изменяет.
То есть бедного Отелло подводят к тому, что "незаменимых людей нет". Ты - всего лишь один из многих. Из многих военачальников и любовников. Ты - один из ряда. Another brick in the wall. А это оскорбляет и злит.
Потому что в основе нашей самоидентификации (как минимум, с возрожденческих времен) - представление о нашей уникальности. И в основе нашей самооценки - тоже. Я - единственный, и я - незаменим.
Суть детдомовской системы (и армии, например, и очень часто - школы) - как раз в обратном. Она нивелирует индивидуальность. Низводит ее до положения еще одного кирпича в стене. Ребенок должен быть удобен. А для этого он не должен обладать никакими индивидуальными свойствами. Любое индивидуальное свойство - помеха для отлаженного механизма системы.
И ребенок это чувствует. Даже самый "серенький" и "никакой". И он сопротивляется. Если уж что-то заложено в нас генетически, так это стремление к эмансипации, к осознанию себя как человека уникального и неповторимого. Единственного в своем роде.
Ну вот, а что делаем мы? Мы с самого начала внушаем ребенку: ты - самый уникальный и самый неповторимый на свете (уж во всяком случае - для меня). И ребенок понемножку привыкает. И это здорово! И когда он говорит: "Не лезь в мою личную жизнь!" (например, по поводу чистки зубов) - думаешь: о, отлично! растет заразка моя!
Увы, во всякой бочке меда, приготовленной в домашних условиях, обязательно окажется какая-нибудь гадость. Как ни старайся, а в медогонку все равно залетают мушки-комарики.
В нашем случае, мушки-комарики - это память о детском доме.
Есть у меня знакомая семья. Когда они брали первых детей (сиблингов) - все было нормально. Потом решили взять еще одного. Детишки пороптати немножко, но смирились - двоюродный брат как-никак! Потом решили взять четвертого. Но там была критическая ситуация: приемная мама умерла, и ребенка нужно было как-то избавить от возвращения в ДД. А вот уж когда решили взять пятого, детишки взбунтовались: "Мам-пап, вы чё?! Детдом тут решили устроить?!".
Мне кажется, в этом и соль. Если уж где собака порылась - так точно в детдоме! Что маминой любви хватит на всех - дети уже понимают. Это не ревность в привычном смысле. Это страх перед детским домом. И перед потерей собственной неповторимости.
Они же как свою идентификацию выстраивают? Меня взяли - значит, я особенный. На фоне "неособенных", которых не взяли.
Чего-то мне кажется, этот ужас усредненности, ощущения себя как всего лишь "одного из..." живет с нашими детьми (в наших детях) даже тогда, когда они становятся взрослыми. Возможно, и мы не очень-то много делаем, чтобы этот ужас развеять. Получается, что в семье ты - уникальный. На фоне детского дома, где уникальных нет. Ну так и не надо брать этих, "неуникальных", иначе наша семья - неровен час - станет детским домом! А мы - детдомовцами.
И чего с этим делать? Да ничего такого уж супер-супер. Просто по возможности привлекать детей на всех этапах вхождения в семью новичка. И говорить с ними, и спрашивать совета, и просить о помощи. Чтобы они чувствовали собственную значимость, важность, особенность. Как в семье, а не как в детдоме.
И, кстати, чтобы лучше узнавали новичка. Который тоже - очень и очень особенный.

...Вот сколько мыслей может придти в голову, если не думать про борщ и питаться покупными пельменями! Рекомендую...

Психологическое

Previous post Next post
Up