Я осознал свое сиротство!

Jul 28, 2012 17:45

alexey_gazaryan опубликовал результаты исследования "Некоторые смыслы гостевого". tpp76 спровоцировала обсуждение некоторых смыслов самого исследования. А у меня Олежка уехал на матч зенитовской "молодежки". Ввиду благоприятного стечения этих трех обстоятельств на свет появился нижеследующий комментарий-монстр, который уже как-то неприлично было вставлять в ветку...

Сразу скажу, сама по себе попытка системного подхода и анализа гостевого - мне очень и очень импонирует. Просто потому, что, как бы мы к нему ни относились, гостевой существует и, похоже, будет существовать еще долго.
Иначе говоря: есть то, что есть (детские дома и семьи, готовые принимать детей по выходным и в каникулы); надо понять, что с этим делать. Алексей пытаетесь это понять, провоцирует дискуссию по этому поводу. Честь ему за это и хвала! (Без всякой иронии.)
А дальше начинаются вопросы. Для начала, чисто методологические.

К примеру, красивый график, названный "Вероятность наличия "семейных" смысловых категорий у детей-сирот в зависимости от опыта посещения гостевых семей", очень хорош при презентации проекта спонсорам или чиновникам, но для прояснения результатов эксперимента, мягко говоря, бессмысленен. А если говорить совсем честно, он смотрится как грубая подтасовка.
Я ничего не знаю об опыте этих детей. Я ничего не знаю о том, из каких семей и по каким причинам они попали в детский дом. Причем, я в раной степени ничего не знаю ни о детях, участвующих в эксперименте, ни о детях из "контрольной группы" (о последних Алексей как-то вообще молчит).
Я ничего не знаю о том, что было "до". Мне показывают лишь "после". И пытаются убедить, что это - "благодаря". А у меня сразу возникает вопрос о компетентности исследователя. И другой вопрос: не держит ли он меня за дурака?
Не в обиду Алексею будь сказано! Что вижу - то пою.

То же самое с возрастом. 10-16 лет - это о-о-очень разные дети. И я вообще-то хочу понимать, в чем разница между гостевым для ребят в предподростковом возрасте и для юношей-девушек 16-ти лет. И опять, опять - что с этими детьми было "до"? Какой у них опыт? И, кстати, о гендерном факторе тоже не мешало бы поговорить. А еще об уровне умственного развития. А еще - об эмоциональном интеллекте. И т.д.
И, кстати, чего детки делали-то в принимающих семьях? Там как все проходило? Откуда что взялось?
В общем, хочется мне методологической ясности (включая некоторые самоограничения). То есть нормального такого исследования, а не поста в ЖЖ. Потому что пока все это совершенно не показательно. Даже на уровне предварительных предположений. И это жаль, поскольку я-то как раз - совсем не противник гостевого.

А дальше, да, как выразилась tpp76, начинается "адский ад".
В исследовании приводится письмо 15-летнего мальчика, ищущего родителей. Раз пошла такая пьянка, приведу его целиком:
"Я очень хороший, добрый, воспитанный, дружелюбный, отзывчивый, позитивный, спокойный... Я хочу в семью, потому что в детском доме мне неуютно. Здесь повсюду негатив, особенно со стороны окружающих. Еще я люблю домашний уют и тепло. Я буду хорошим помощником и никогда не буду расстраивать свою семью. Возьмите меня, мне никак нельзя в детском доме..."
То есть 15-летний мальчик рассуждает как 8-10-летний ребенок. Значит, либо он стебется, либо у него проблемы (разные могут быть). Но больше всего меня пугает не это. Больше всего меня пугает утверждение Алексея, что БЛАГОДАРЯ этому письму мальчику нашли семью. И тут уж я не могу молчать!
Я против участия детей в поиске семей для самих себя. Даже если речь идет о подростках. Хуже того. Я бы рассматривал попытки "самостоятельного поиска себе семьи" как негативный результат эксперимента с гостевым. Для меня это скорее говорит не о том, что дети стали лояльными к приемному родительству, а о том, что они разочаровались во взрослых и решили взять инициативу в свои руки.
Такая установка ребенка порождает гигантскую кучу дополнительных проблем как для него самого, так и для приемного родителя. И, кстати, в разы увеличивает вероятность возврата.
Я совершенно не понимаю, о какой "презентации подростков перед приемными родителями" говорит Алексей?! О какой рекламе?! Еще мне очень нравится фраза "во многом, поэтому их (подростков) "не берут"...
Ну да, конечно! Смотрите, какой я добрый! Смотрите, как мне плохо! А еще я умею посуду мыть и танцевать польку-бабочку!
Ой, не завидую я ни приемным родителям, ни самому мальчишке! Им сто-о-олько придется всего пережить после этой "самопрезентации"! Адский ад на ближайшие год-два гарантирован.
ИСКАТЬ РЕБЕНКУ СЕМЬЮ ДОЛЖНЫ ВЗРОСЛЫЕ! Это не просто их прямая обязанность, это правильный механизм вхождения ребенка в новую семью. В каком-то смысле - вторые роды.
Я не просил меня рожать. Я не просил брать меня в семью. Я не хвастал, не умолял, не демонстрировал себя с лучей стороны и ничего не обещал. ВЫ меня взяли! ВЫ несете за это ответственность!
И родители должны отчетливо понимать: они взяли ребенка не потому, что он просил, умолял, демонстрировал себя с лучшей стороны и танцевал польку-бабочку. А потому что они так для себя решили. И несут за это ответственность.
На каком-то форуме я читал мнение, что при подобном подходе совершается насилие над ребенком. Ну да, совершается. А меня вот, извините, в очень-очень раннем детстве через родовой канал пропихивали. Да еще на две недели раньше срока. Жуткое вообще-то насилие!
Но именно такой подход позволяет ребенку через некоторое время сделать открытие: "Я вас об этом не просил!". Именно такой подход дает ребенку свободу, необходимую для развития. Он и ответственности научится в свое время. И перед собой, и перед близкими людьми. Но без осознания, что я - один, ничей, никому не обязан и свободен, без этого осознания не будет взросления.
Надо ли готовить ребенка к приему в семью? Надо. Но без привлечения к процессу поиска. Иначе все полетит к чертям.

Цитата: "Аргумент о невозможности в случае нарушения дисциплины посетить гости - приводил к реакции по исправлению поведения". Алексей там потом в комментариях говорит о компромиссе с системой. Видимо, включение этой фразы в отчет - тоже реверанс в сторону воспитателей...
А если по существу, гостевой начинает нормально работать только тогда, когда он НИКАК НЕ СВЯЗАН с поведением ребенка в детском доме. Потому что гостевой (по уму) - не поощрение за то, что был паинькой, не еще одна поездка в цирк, это такой образ жизни. Как если бы ребенка отдавали на пятидневку в интернат.
И если уж говорить о позитивном эффекте и дальнейшей "легализации" гостевого, надо обязательно ставить вопрос о том, что принимающая семья должна иметь права. Потому что сейчас все зависит только и исключительно от того, с какой ноги встал сегодня директор детского дома.

Ну и последнее. "Концепция осознанного сиротства". Смешная фраза. a_n_d_r_u_s_h_a уже постебался на тему "осознанного подростка, алкоголика, маньяка"... Будем надеяться, что у автора просто с русским языком нелады. Словосочетание "осознанное сиротство" предполагает осознанный выбор сиротства как... не знаю... способа существования. Типа: "Я выбираю свободу!". А я - сиротство!
Вероятно все-таки, речь идет об осознании опыта сиротства. Хотя опять же не мешало бы выяснить, о каком возрасте разговор. А то сейчас как заставим мы трехлетних детей глубинной саморефлексией заниматься! Они сразу тако-о-ое наосознают!..
В голове у меня что-то поэтическое крутится: "Я осознал свое сиротство, уродство, скотство, первородство...". Сорри, это не в сторону автора! Так просто - метод свободного рифмоплетства.

Психологическое

Previous post Next post
Up