Я осознал свое сиротство!

Jul 28, 2012 17:45

alexey_gazaryan опубликовал результаты исследования "Некоторые смыслы гостевого". tpp76 спровоцировала обсуждение некоторых смыслов самого исследования. А у меня Олежка уехал на матч зенитовской "молодежки". Ввиду благоприятного стечения этих трех обстоятельств на свет появился нижеследующий комментарий-монстр, который уже как-то неприлично было вставлять в ветку... ( Read more... )

Психологическое

Leave a comment

alexey_gazaryan July 28 2012, 15:22:00 UTC
Здравствуйте.

1. По поводу картинки согласен - это скорее схемка, для спонсоров, наверное, тоже пойдет. Стрелка - демонстрирует лишь направление, а не функцию, это упрощает понимание тем, кто не столь учён. Уточнил в посте. Спасибо.
2. Ну, уж я особо не стараюсь убеждать, что БЛАГОДАРЯ... Начиная от названия, заканчивая оборотами - я всячески демонстрирую неуверенность. Но разговор о конкретных показателях, который закручивается, мне более симпатичен, чем "гостевой - хорошо", "гостевой - плохо". Вот он такой. И такое в нем происходит. Давайте думать, как оценить.
3. Методологические трудности... Вообще формирующие эксперименты далеко не всегда предполагают точный ответ на вопрос, в чем причина произошедших изменений. Они произошли. Так и так. А как - давайте интерпретировать. И тут вся гамма мнений обычно.... По всем детям, которые вошли в выборку, в принципе можно дать и опыт, и откуда, и что. Гендерные различия пока не смотрел, согласен - это интересно. Контрольной группы тут нет. Тут одна выборка. Дети в зависимости от опыта участия в гостевых были разбиты по ранговым группам. Все 21 из одного детского дома. И рассчёт по соответствующему ранговому коэффициенту проведен. Хорошо было бы увидеть динамику, к примеру, структуры мировоззрения "до" и "после"? Конечно. Но, во-первых, этот проект не научно-исследовательский, а просто социальный, а во вторых само проведение этой методики заранее отчасти дает не только "подсказку", но и сама по себе она имеет определенный терапевтический эффект. И проводя её просто несколько раз динамику уже можно обнаружить. Я рад, что мне хоть что-то удалось замерить... есть кстати, ещё замеры по другим тестам.

Кстати, вообще какие-то диагностики детей-сирот делать не просто. Они включают такое весьма хитрое поведение, что иди пойми то, что он там написал - это прикол, поклон воспитателям, тебя послали, социально одобряемый ответ или он это и вправду думает.

4. Про самопрезентацию ребенка. Я говорю: что нередко когда речь идет о том, чтобы найти приемную семью для подростка, то они сами во многом "сопротивляются". Помимо того что это далеко "не модно" и окутано кучей мифов и страшилок - одна из которых "ты предаешь мать!", например, то они и ведут себя контрпродуктивно в ситуации возможного устройства, что порой куда больше в их интересах, чем оставаться в детском доме. Я не считаю, что не могу ребенку на вопрос "Зачем нужны эти приемные семьи?" - рассказать о моем отношении к этому. Его лояльность - в зависимости от её содержания - может повлиять на шансы устройства и возврата, в том числе.

Что касается "родов". Я не уверен, что с приемом 15-летнего парня это проходит именно так. В таких ситуациях это больше может походить на договор о сотрудничестве... Кстати, на встречах приемных родителей я нередко слышу, что подрастая те, кто из подростков к ним пришел, говорят: "Спасибо, пап и мам, за помощь, за поддержку, я пойду.. у меня свое, у вас - свое"... "Родов" в таких ситуациях не наблюдается.

Сегодня в детский дом приходят фотографы и видеооператоры, и снимают всех на видеопаспорта. Дети, кто постарше, знают точно, куда и зачем это пойдет. Есть те, кто посылает операторов подальше, есть те, кто идет и старается. Если у ребенка возникло желание "Я хочу в приемную семью" и он дает мне такое письмо - что с этим будем делать? Я думаю, что искать. Я это и сделал. Почему до этого кто-то этого не делал? Делал. Но много сегодня желающих брать подростков???? Не много. В данном конкретном случае процесс пошел благодаря письму? Отчасти, конечно. Сигнал всей системе взрослых - да, даже скажу - сирена.

5. Про права гостевой семьи - очень круто. Отличная мысль. Скорее всего должно быть прописано в соглашении, например, трехстороннем НКО-ДД-гостевая семья. Это, кстати, про актуальный разговор о правах волонтеров. Ту да же. Тут была скорее общая договоренность и совместный план работы. Но надо идти дальше. Согласен на 100%.

6. Про "осознанное сиротство" или "осознанный опыт сиротства". По смыслу точнее ваше. Но с другой стороны сиротство - тоже можно рассмотреть как особый опыт. С русским языком у меня по разному бывает, это да.

7. Такая работа по осознанию опыта, конечно, возможна только с подростками. Я только с ними и работаю.

Может что пропустил. Большое спасибо за конструктив.

Reply

tpp76 July 28 2012, 17:01:02 UTC
Смотрите, мне кажется, сначала надо определиться с понятием "сиротство". Я, может, ошибаюсь, но у Вас сиротство - некое состояние, особым образом формирующее личность человека. Как например инвалидность, нахождение в МЛС и т.п. А это, опять же на мой взгляд, неверно. Начать с того, что социальная группа сирот далеко не так однородна, около 70% из них семейно устроенные, есть социальные сироты, есть просто сироты, есть те, кто вырос в интернатных учреждениях. Можно, наверное, говорить о специфических особенностях последней группы, но и то, сейчас она все более разнородна. Среди воспитанников все больше тех, кто пришел в учреждение в старшем и среднеподростковом возрасте, их специфика уже совсем не та, о какой привыкли говорить. Поэтому и об осознании опыта сколько-нибудь консолидировано говорить сложно: опыт жизни в учреждении с раннего детства - одни, опыт проживания в асоциальной семье - другой, опыт потери родителей - третий, опыт уличной жизни, насилия и т.д. - все разные.

Reply

swann2006 July 28 2012, 21:07:35 UTC
Совершенно согласен. Тут как раз очень и очень важно определиться с понятием. Поскольку есть, как минимум, четыре разных сиротства:
1. Сиротство как самоощущение (или состояние). В том числе - экзистенциальное, не имеющее отношения к потере родителей.
2. Сиротство как социальная роль. А дальше уж нужно выяснять, насколько эта роль имеет отношение к самоощущению, а насколько - к способу получения социальных бонусов (и Эрик Берн нам в руки!). :))
3. Сиротство как социальный статус (в широком смысле). Со всеми вытекающими - от юридической стороны дела до общественных предрассудков. (Сюда же, наверное, можно отнести и сиротство как способ (само)организации жизни сироты - будь то детский дом, приемная семья, попытка жить в "стае" на улице и т.п.)
4. Сиротство как психологический опыт. Который, конечно же, у всех разный. Хотя и тут можно выделить некоторые общие темы - типа "травмы", "потери", "привязанности"...
Мне кажется, все это важно различать именно при осознании. К примеру, что любой человек - сирота. Что абсолютное большинство людей прошло через ситуацию потери родителей и других близких людей. Иначе говоря, этот опыт не уникален для определенной группы детей. Это опыт всего человечества. И люди живут с этим опытом. И могут понять этот опыт. Больше того, опыт сиротства способен стать ресурсом, источником знания и силы. (Ну, это для юношей, обдумывающих житье. :)))
А вот роль сироты казанской имеет больше минусов, чем плюсов. А социальный статус - это всего лишь статус, который можно изменить.
И т.д. и т.п.

Reply

alexey_gazaryan August 24 2012, 08:44:13 UTC
Вообще, судя по содержанию обсуждения вопроса осознания сиротства, смотрю, тема становится более продуктивной, чем оценка "удачности" термина.

Размышления о четырех сиротствах и о том, что из этого и как осознавать - абсолютно в русле самой идеи.

Более того, для эффективной помощи ребенку-сироте осознать своё сиротство педагогу ли, психотерапевту ли, скорее всего тоже придётся. Тут можно обратиться и к христианской антропологии, и к тебе богосыновства.... И тогда название вашего поста "Я осознал своё сиротство!" - станет просто настоящим лозунгом работы для специалистов.

Спасибо большое.

Reply

alexey_gazaryan August 24 2012, 08:25:22 UTC
Сиротство - это скорее некоторый фактор (или свойство) с одной стороны социальной биографии, с другой - психологической биографии. Есть у тех, кого так или иначе, мы называем "сиротами", и что-то общее, и что-то безусловно индивидуальное. С точки зрения влияния этого фактора, особого качества некоторого отрезка жизни (который безусловно у всех свой, личный, индивидуальный).

Подозрения в том, что я нивелирую эти различия, скорее всего связаны просто с незнакомством со мной и моей практикой, и с тем, что один пост в ЖЖ не должен и не может претендовать на монографию по теме.

В течение рабочей недели я имею дело и с собственным приемным ребенком, имеющим свой опыт сиротства, и с выпускником детского дома, который провел в системе 17 лет, и с воспитанницей, имеющий опыт насилия, и со многими другими уникальными "сценариями". И индивидуальное мне в каждом случае открывается, и что-то общее наблюдается также.

Можно ли говорить об осознании особого опыта сиротства консолидировано? Можно. Как вообще о принципе поддержки, сопровождения, помощи, реабилитации. Мой принципиальный посыл заключается как раз в том, чтобы вводить практику вот такого сопровождаемого осмысления ребенком собственного опыта. Уходя, от стратегии "только компенсация". Потому что когда мы говорим об удочке, а не рыбке для ребенка сироты, то именно формирование у него продуктивного отношения к своему опыту - будет именно той самой удочкой.

Reply

swann2006 July 28 2012, 20:25:30 UTC
За это я Вам и благодарен - за попытку вывести дискуссию о гостевом (если быть точным - о временной передаче детей в семью) на уровень конкретных понятий и показателей. Тем обиднее неточности и недосказанности. Выводы, которые читатель делает из контекста, как в случае с графиком.
Учитывая тот факт, что даже многие психологи крайне настороженно, а то и вовсе отрицательно относятся к гостевому, в подобных исследованиях, мне кажется, особенно важна точность, корректность, аккуратное обращение с терминологией. Иначе сразу же возникает недоверие.
Посмотрите, какое неприятие вызвало словосочетание "осознанное сиротство". Главным образом потому, что не очень понятно, о каком времени идет речь. То есть осознание случается когда? "До", "в процессе" или "после". Добавьте к этому устойчивые фразеологизмы типа "осознанное решение", "осознанный выбор" - и вы получите комический эффект. Словно человек выбирает сиротство, как профессию.
И с подростками то же самое. Я считаю, корректнее было бы говорить о "договорной" составляющей в отношениях. Тогда понятно, что в случае с 15-летним ребенком эта договорная составляющая больше, чем в случае с пятилеткой. Однако по своему опыту знаю, что подростки (в особенности, из асоциальных семей и/или прожившие много времени в ДД) очень и очень нуждаются в безусловном приятии и безусловной защите. В частности, потому, что именно этого опыта у них мало, они его недополучили. А это уже не имеет никакого отношения к договору. Это имеет отношение к понятию "привязанность".
И прекращение "договорных" отношений, когда ребенок уходит во взрослую жизнь, - дело совершенно нормальное. То же самое, по идее, должно происходить и с кровными детьми. А как иначе? "Договорная" составляющая отношений сходит на нет. Остается привязанность, которая проявляется очень по-разному. Иногда нужно и десять лет подождать, чтобы ребенок "вернулся" в семью.
Последнее. О правах и обязанностях. Сейчас, как Вы знаете, у принимающих взрослых есть только одно право - получать сухпаек. Все остальное зависит от отношений с директором. Если бы Вам удалось разработать тот трехсторонний договор, о котором Вы говорите (пусть даже он не имел бы юридической силы) - это действительно было бы шагом вперед!

В целом, на мой взгляд, для эксперимента с гостевым больше подходят методы лонгитюдного исследования. Если я знаю, как это все происходило, мне проще понять, как исследователь пришел к тем или иным выводам.

Reply

alexey_gazaryan August 24 2012, 08:37:46 UTC
Дорогой коллега, досказать всего на таком небольшом пространстве поста невозможно, да и не нужно. Всегда есть то, что подстрочно, и комментарии.

"Неточностей" в смысле чего-то не такого, как есть на самом деле в материале нет. Все изложено по конкретным результатам. Если хотите, приезжайте в гости и ознакомьтесь с материалами, всё доступно :)

Вопрос с графиком просто демонстрирует вашу любовь к проблеме, к теме, и потребность знать больше, глубже, дальше. Но, если заметили, я в самом начале поста указал "специально для сообщества"... А там сидит очень разная публика. Если бы я писал в журнал а-ля "Научная психология" то потребовались совсем другие графики. Или вовсе их не нужно, так как читатель понимает, что есть корреляция.

Что касается отношения к гостевым у массы психологов, то тут скорее вопрос из разряда "вы просто не умеете их готовить", то есть организовывать. Да и потом психология - не монументальная наука, это скорее совокупность различных взглядов и практик, научных школ. Нет какого-то одного такого "психолога".

Reply


Leave a comment

Up