Великие европейские фильмы Бергмана, Антониони, Поланского, Шаброля, Фасбиндера и других режиссеров прежде всего были об утрате духовных опор, на которых стояла Европа.
Европеец в 20-м веке внезапно обнаружил себя в тупике, из которого он так и не смог найти выход. Последний взлёт европейской культуры был призван показать, что не надо идти по западному пути, что в финале обнаружишь себя над пропастью. И вот это состояние, когда человек готов упасть, но ещё каким-то невероятным образом держится, и зафиксировали лучшие европейские режиссеры. Пока одни готовы разрушать, как Жан-Люк Годар, другие получать удовольствие от падения, как Ларс фон Триер, третьи показывают пример европейского духа перед неизбежным концом, который мы можем наблюдать в 21-м веке.