"Наши эксперты очень любят
говорить про то, что демократы - идеологические фанатики, а республиканцы не такие.
Но среди республиканцев фанатиков-психопатов не меньше, чем среди демократов, а может даже и больше. Другое дело, что они сходят с ума, так сказать, по другим вещам. Но религиозный фундаменталист со Среднего Запада так же неадекватен как какой-нибудь транс-активист. Наши эксперты этого насквозь не видят. Им кажется, что одно дело человек в красивом костюме в Бога верит, а другое дело - непонятно кто с розовыми волосами. Так вот "непонятно кто с розовыми волосами" зачастую значительно более в реальности живет и реалистичные политические цели ставит, чем пастор из Арканзаса." Глеб Кузнецов.
"При том, что сам Трамп не религиозен, в его так называемой коалиции очень сильны религиозные фанатики-протестанты. Тоже отдельная смешная история. Когда появился протестантский фанатизм, а появился он в XVI−XVII веках, образованные пуритане - читатели Ветхого Завета от кальвинистов до самых радикальных религиозных диссидентов - считали, что Израиль, «избранный народ», «строительство Храма» - это метафоры, а Библия полна иносказаний, помогающих истинно верующим найти свою дорогу к Богу. Они хотели построить Израиль сначала в Англии, потом в Соединенных Штатах Америки, как Уильям Пенн, в честь которого ныне колеблющаяся Пенсильвания - «страна лесов Пенна» - названа. А строительство Храма - это не строительно-монтажные работы, а возрастание в вере.
Сейчас в Америке, причем не среди каких-то диких деревенских жителей, а вполне себе внутри верхушки республиканской партии, существует целая группа политиков, которые считают, что если в Библии написано Израиль, то это значит Израиль. И религиозный долг (а это императивный долг, не то, что ты можешь отложить) требует от Америки полностью поддерживать и защищать Израиль во всем и безусловно только потому, что он Святую Землю контролирует.
В XVII веке Кромвель понимал, что это метафоры, что Святая Земля может быть и в Англии, например, а в XXI веке - нет, написано «Земля Ханаанская», значит, земля Ханаанская в этом самом месте на карте. И нам с этим жить. Потому что этих прекрасных людей назначают послами в Израиле (Хакаби, бывший губернатор Арканзаса и пастор баптистской церкви), на ключевые должности в сфере обороны и безопасности.
- Спасение Трампа тоже обставлялось божественным провидением.
- Конечно. В том числе, это всех евангелистов просто до последнего человека в Штатах мобилизовало за Трампа. Если бы не покушение, не эта религиозная экстатическая составляющая, то, возможно, не было бы на самом деле никакого президента Трампа.
- При этом у себя в телеграм-канале вы пишите, что республиканцы становятся «партией прогресса». Вы имеете в виду «молодую кровь»?
- Да, я имею в виду всех этих Маска, Вэнса, сыновей Трампа, Питера Тиля и всех остальных. Как эта «молодая кровь» будет сочетаться с мохнатыми опытными седыми ястребами-неоконами, которые никуда из республиканцев не делись, с одной стороны, а, с другой стороны, с совершенно отбитыми религиозными фанатиками, непонятно. Тем более с теми, которые говорят, если написано в Библии о том, что Господь за семь дней Землю создал, значит, он за семь дней Землю и создал, а те, кто так не считает, - опасные либералы, которых надо просто физически убить?
Как будет работать вся эта так называемая коалиция Трампа, очень тяжелая и странная коалиция? Учитывая то, что республиканцы сегодня - это партия людей труда, рабочего класса и примыкающих к нему «самозанятых» (традиционные избиратели демократов), получается, что сегодняшние трамписты - это «коалиция Обамы», откуда выкинули коллективный Гарвард и добавили религиозных протестантских фундаменталистов.
Коллективный Гарвард, интеллигенция побережий для коалиции Обамы играли роль, во-первых, идеолога, а, во-вторых, связующего звена. То есть, они говорили буквально, что все у нас получится. Почему? Потому что на нашей стороне трудолюбивые люди со всей Америки и еще интеллект, который в университетах морщит лобик свой и придумывает, как американцам жить хорошо и правильно.
А сейчас говорят, что на вашей, трудолюбивые люди со всей Америки, стороне не «свет университетского знания», а мстительный республиканский ветхозаветный Господь, описываемый цитатой из Иезекииля: «И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я - Господь, когда совершу над ними Мое мщение».
Это очень интересно. Будь я историком будущего, я бы хотел это изучать. Но жить в это время мне на самом деле может оказаться страшновато.
- Путин был прав, лучше бы победила Камала Харрис?
- Безусловно. Харрис была значительно более комфортным и предсказуемым кандидатом.
- Вы также пишите, что молодые республиканцы технологического призыва отходят от представлений о внешней политики эпохи Рейгана. Если они победят, что из этого следует?
- Если они победят, то из этого следует очень много. А если победят люди эпохи Рейгана, то они им могут сказать: «Иди биткоином своим торгуй, а мы делом позанимаемся. Тебе что надо? Чтобы биткоин дорого стоил? Вот он уже стоит „стольник“. Стоил 50, ты в два раза богаче стал, молодец. Что ты еще от нас хочешь?» Контроль «людей прогресса» над администрацией Трампа, к сожалению, не гарантия, только возможность. Опять в силу того, что коалиция Трампа многосоставная и очень сложно устроена.
Другое дело, чтобы выиграть промежуточные выборы в середине срока в Конгресс, в Сенат и в губернаторы, чтобы победную поступь сохранить, Трампу нужно дать простым избирателям хоть что-то. Снижение цен, снижение ставки по ипотеке, рабочие места. Это очень простые вещи. А ястребы вообще так не мыслят, не понимают, что такое снижение цен, и зачем оно нужно.
- Можно ли все-таки уже сегодня говорить о международных приоритетах команды Трампа?
- Антииранская, произраильская, принуждение к соблюдению Авраамических соглашений, безусловно, как главного результата первого срока Трампа. Защита Тайваня и противостояние с Китаем. Плюс воспитание европейских союзников в почтении. Они должны начать сами «платить за себя».
Тут тоже еще один интересный момент. Что значит платить за себя? Они должны покупать американское оружие больше, чем делали это раньше. Когда Трамп говорит о том, что Европа должна больше заботиться о своей безопасности, он имеет в виду то, что Европа должна меньше тратить на государство всеобщего благосостояния, а больше на американское ВПК.
И это очень большой вызов для Европы. Послушаем Джей Ди Вэнса. Он говорит: «Как так получается, что медицина в Европе бесплатная, там стоят наши военные базы, а простой наш хиллбилли (англ. hillbilly - дословно „Билл с холма“, деревенщина - термин, распространённый в США - прим. ред.) из Аппалачей не может там не то, что на сложную операцию попасть, но даже на простой осмотр врача. И единственный для него жизненный шанс получить медицинскую помощь - пойти в эту самую армию».
Но надо понимать, что вариант «давайте все деньги, которые Европа тратит на государство всеобщего благосостояния, она отдаст нам, а мы потратим их на наше ВПК» неизбежно окажется неприемлемым для европейских союзников. Их просто сметут свои народы, если в Европе отменить социалку. Она, конечно, уже не такая блестящая, какой была 20−25 лет назад, но, тем не менее, она есть. И со Штатами социальную сферу ЕС вообще не сравнить. И по правам женщин, и по здравоохранению, и по образованию, и вообще по всему. В принципе не сравнить.
Но предложение, которое даже не завуалированно звучит от республиканцев «давайте мы все выровняем, мы же союзники, а высвободившиеся у вас деньги отдадим нашим производителям F-35», для Европы абсолютно не вариант. Если Трамп будет настаивать, причем в радикальном варианте, то, разумеется, расхождения с Европой у Штатов просто будут неизбежны.
Что мы видим сейчас в Европе? Мы видим, что политик, находящийся у власти, все чаще объявляет досрочные выборы, потому что уже через полгода он имеет рейтинг такой же, какой заставил его предшественника назначить досрочные выборы.
Вот в Германии мы сейчас будем наблюдать такую «досрочку». И можно быть абсолютно уверенным, что [лидер ХДС Фридриф] Мерц, который неизбежно станет канцлером, уже через полгода будет самым непопулярным немецким канцлером за всю послевоенную историю Германии. Именно он, а не Шольц. В этом можно быть абсолютно уверенными. Почему? Потому что как раз происходит демонтаж важных элементов государства всеобщего благосостояния. На глазах у изумленной публики, которая платит по 500 евро из своей зарплаты на бесплатное здравоохранение. А потом тебе говорят, что к врачу ты попадешь через полгода, «вот тебе квиток на апрель». Естественно, у немца возникает вопрос: в каком месте мы свернули не туда?
Все предложения республиканцев европейцам тем или иным способом ведут к демонтажу государства всеобщего благосостояния. Единственное, что важно про это знать. Соответственно, распутье Европы не в том, что она останется одна напротив страшного Путина, как нас пытается убедить европейская пресса, а в том, что придется либо снижать уровень союзничества со Штатами, либо уничтожать социальные завоевания, которые Европа сделала после Второй мировой войны. Это инвариантный путь: либо налево, либо направо. Даже «подождать, посмотреть», как Меркель учила, уже не получится.
- А как же известный нарратив, что Европа сегодня вообще ничего не решает, что все решают США? Мало ли что не нравится европейцам, как скажут американцы, так и будет.
- А почему Европа не решает? Потому что она не платит. В чем предложение Трампа Европе? В том, что «а давайте-ка вместе, не мы берем на себя ваш внешний политический суверенитет, а вы сами им займетесь, а мы вам поможем. Давайте, прекратите заниматься ерундой и возьмите оружие». На этом очень смешно сейчас Зеленский пытается играть, который говорит: «А давайте Европа будет платить не за американские военные базы, а за украинские». Это предложение, живо напоминающее великий анекдот. Раз не получилось коня в шампанском искупать, то хотя бы обольем кота пивом.
- Гражданской войны внутри США уже точно не будет?
- Не будет. Демократы, как мне кажется, сейчас возьмут некую паузу для того, чтобы посмотреть, где у Трампа возникнут «узкие места». Как он будет свою коалицию перевзвешивать?
Если он займется внешней политикой, то у них возникает возможность разговаривать про блага простого американца, курицу в супе и забирать назад себе рабочий класс, который они потеряли. Если он сосредоточится на внутренних проблемах, то они будут говорить, что мы ему оставили великую страну, а он все сдал, практически Горбачев. Поэтому сейчас для демократов рационально просто подождать, чтобы понять, где будет новая линия фронта.