Прочь (Get Out, 2017)

Oct 25, 2024 23:48

Последний великий американский фильм. И совсем не случайно он снят негром, которых через БЛМ также поставят под контроль, как под контроль поставили белое население. Белые сейчас могут снять только беззубое "Меню" (хотя оно и лучше 99% остальных фильмов), где единственное светлое пятно - это немолодой англичанин Рэйф Файнс.
Когда главный герой разбивает ногой лицо одному из преследователей, видишь явные отсылки к современному корейскому кино. Жестокость против бесчеловечности, молодое против старого. При просмотре стали лучше понятны причины и цели СВО. Пока весь мир находится под гипнозом, Россия пытается выкарабкаться из "погружения". В "Прочь" замечательные отсылки к фильмам-нуарам и классическим фильмам ужасов. Как сам Джордан Пилл хорошо заметил в документальном сериале "История хоррора с Элаем Ротом", именно подобные жанровые картины помогают без цензуры высказаться о происходящем в обществе.



Денис Рузаев. Эффект от «Прочь» заметно больше суммы слагаемых - и прекрасно работает в отсутствие любой связи с повесткой этнических отношений в Америке позднего Обамы и раннего Трампа.

Поэтому все же позволю себе спойлер - точнее, два. Крису у Эрмитейджей угрожают не рабство 2.0 и не садистские пытки, не расистский ресентимент и даже не смерть - а нечто куда более страшное. Что именно - не так, на самом деле, важно. Куда важнее, что, выстраивая на основе сюжета комедии с Сидни Пуатье «Угадай, кто придет к обеду» едкую сатирическую страшилку, Джордан Пил попутно и, по его собственным словам, нечаянно угадывает ключевой парадокс blackhood'а. Смерть для афроамериканца не так страшна, как некоторые формы жизни, - более того, именно постоянная, почти интимная близость смерти и является, как писала литературовед Сайдия Хартман, онтологической базой черного бытия. «Черные» жизни, по ее логике, определяются в контексте устройства американского общества своей жертвенностью - именно они уже не первый век идут в расход для поддержания заложенного еще в Америке XIX века порядка, для сохранения безопасности и комфортности жизни привилегированных белых. Ровно такую коллизию Пил, в сущности, и разыгрывает - заодно отказывая своим чернокожим персонажам в праве на избавление смертью, превращая их тела в голый материал для белого благополучия.

Ключевой для этой трансформации в «Прочь» становится идея sunken place - ступора, паралича, бессилия, в которые вводится злоумышленниками герой, лишаясь возможности сопротивляться, буквально падая во тьму беспомощности. В иллюстрирующих это состояние сценах Пил вдруг погружает фильм в почти кубриковский сюрреалистический морок стилистического перегруза, натуральной, а не созданной клишированными хоррор-приемами жути; традиционный реализм, царствующий в остальных эпизодах фильма, оказывается попросту неспособен адекватно транслировать психологический кошмар, испытываемый героем, и Пил не стесняется это признать. Амбиция передать не просто испуганный взгляд чернокожего человека на белый мир, в котором он вынужден себя обнаруживать, но стоящее за ним ощущение неизбывной тревоги приводит к рискованному стилистическому ходу - и тот оказывается идеальной иллюстрацией не только «черного» опыта, но и любой, не привязанной к цвету кожи, потери того, что Хайдеггер называл самостью (то есть собственной личности, уникального индивидуального опыта).

Финал фильма, целиком выстроенного вокруг идеи показать ужас белого мира глазами чернокожего человека, больше всего похож на финал какого-нибудь кино о зомби-апокалипсисе (не случайно «Ночь живых мертвецов» Ромеро тоже сводилась к безнадежности борьбы черного человека за выживание). Возможность отдышаться теперь есть - но успокоиться, избавиться от чувства загнанности сбежавшие герои уже не смогут никогда: их по-прежнему окружает мир белых людей. А значит, охота продолжается.

Александр Дугин. Гегемония - это не просто государство, не просто власть. Грамши понимает под «гегемонией» феномен очень близкий к тому, что Ленин понимал под «империализмом», или то, что се­годня называется «глобализацией», «великой перезагрузкой», «новым мировым порядком». То есть, гегемония - это комплексный исторический, идеологический, военный, геополитический, стратеги­ческий феномен.

Само понятие «гегемон» не грамшистское, оно древнее: его использовал еще древнегреческий историк Фукидид. Греческое понятие «гегемон» - это политическая сила, которая обладает превосходством в региональном или более широком контексте. Отсюда у стоиков понятие «гегемоникон» - царствующее начало.

Гегемония по Грамши - это совершенно особое использова­ние термина «гегемония», которое не вытекает напрямую из ис­торического анализа использования этого термина. Для Грамши, гегемония - это сила, которая сочетает историю, идею, цивилизацию, культуру, военный, социально-экономический, промышленный потен­циал. Греки никогда не включали в понятие «гегемония» идеоло­гию: сражение Спарты и Афин для них было борьбой двух геге­моний. Даже Рим и Карфаген - при том, что Честертон справед­ливо пытался в духе геополитического дуализма связать Рим и Карфаген с идеологией, - все-таки, сами римляне и карфагеняне воспринимали свою вражду как борьбу за политический кон­троль. Но Грамши мыслит иначе.

В отличие от греков и римлян, субъект гегемонии по Грамши - не государство. И это все меняет: с точки зрения Грамши, гегемонией является некая сила, которая может вопло­щаться в государстве, блоке государств, в политическом направ­лении, но эта сила - больше, чем государство. В гегемонии вопло­щаются некоторые исторические фундаментальные онтологиче­ские тенденции. То есть гегемония конституируется временем, определенным его направлением. И поэтому субъектом гегемонии является сеть.

«Грамшистское» понятие гегемонии - это попытка выделе­ния специфического субъекта, объединяющего исторические формы жизни. И эти исторические формы жизни подавляют и подчиняют все: экономические системы, культурные паттерны, технологии, военную промышленность. Глобальная гегемония - это специфическая жизненная среда, это субъект, который из себя ис­торгает, перемалывает, ассимилирует, трансформирует все то, что ему попадается.

Кроме того, гегемония - это еще и особый экономический уклад. Для Грамши гегемония - это капитализм, присущая ему культурная, информационная, экономическая, медийная, воен­ная, политическая, образовательная среда. Гегемония представ­ляет собой некую форму бытия капитализма как специфиче­ского субъекта истории.

Гегемония основана на тонком симбиозе составляющих ее эле­ментов. Взлет натовского бомбардировщика, приезд дипломати­ческой миссии смотреть «иранский атом», выступление Леди Гаги, предложение развивающейся африканской стране боль­шого кредита от МВФ, цензура выступления итальянского или русского философа - это все элементы гегемонии. Вам кажется, что речь идет о совершенно разных вопросах? В одном случае - военный, в другом случае - экономический, в третьем - полити­ческий, в четвертом - культурный вопрос. А для Грамши они свя­заны непосредственно.

Гегемония только одна. Как древние считали, что есть только одна империя. Она может менять правящий класс, быть ассирийской, греческой, римской, но оставаться одной импе­рией. Так существует и только одна гегемония.

Это фундаментальное понимание Грамши в некоторых ас­пектах международных отношений глубже, чем методология Карла Шмитта. А вместе они идеальная пара: где Грамши сбива­ется на вульгарный марксизм, там полезен Карл Шмитт со своим реализмом; там, где Карл Шмитт говорит слишком осторожно или слишком узко, Грамши неожиданно развертывает свои сви­репые обобщения. Поэтому их надо читать вместе - «правый» и «левый», идеальная пара. Это настоящая политология, и такой анализ в международных отношениях оптимальный и наиболее полноценный.

Логика гегемонии

Итак, гегемония - только одна. Гегемония - это капитализм, со­временное западное капиталистическое общество. Но в гегемонию капитализм переходит не сразу. Что его приводит к гегемонии? Внутренняя логика гегемонии.

Капитализм входит в стадию гегемонии на определенном этапе, когда то общее, что есть в этой структуре, начинает прева­лировать над частными национальными вопросами. Гегемония только одна, она универсальна и произрастает сквозь все сферы жизни. Став эксплицитной, она начинает отменять национальные государства и подчинять их себе полностью.

То, что мы видим в глобализации 90-х годов, до которых Грамши не дожил - однополярный мир, который начал склады­ваться, и есть гегемония. Гегемония стала собой не сразу, она была всегда заключена в капитализме, в его стремлении к уни­версализации. Но глобалистской стадии капитализм достиг в определенный исторический период, когда доминация капита­листического Запада над всеми остальными альтернативами стала эксплицитной и утвержденной исторически. Именно в этот момент гегемония и стала самой собой.

Поэтому Грамши стал по-настоящему актуален именно по­сле краха Советского Союза, когда все убедились, что концепт ге­гемонии - самый действенный. Описав гегемонию, он описал нам мир, который стал именно таким в 90-е годы - наступила эпоха гегемонии, однополярный мир, где политическая либе­ральная демократия, капиталистическая экономика, политиче­ская система, избирательный парламентаризм, техноцентриче­ская культура, свобода открытия сетей - все это стало проникать в каждое общество.

И что гегемония делает? Она взламывает и вскрывает наци­ональные структуры. Приходит Камала Харрис и уничтожает буйного сторонника суверенитета. Почему? Потому что гегемо­нии нельзя противостоять изнутри самой гегемонии. Потому что предшествующая стадия - гегемония, воплощенная в национа­лизме, в суверенности и национальном государстве - часть той же самой гегемонии. Только часть прошлого, а глобальная гегемо­ния - это будущее, куда нас влекут всеми силами.

Гегемония - это хакерская структура, которая атакует про­тивника, ища слабые места в его системе защиты и, проникнув, уже разлагает его изнутри. Соответственно, национальное госу­дарство, которое частично принимает гегемонию, становится полностью уязвимым, проницаемым для нее, что со временем приводит к его поглощению.

Гегемония действует изощренно. В государства, которые не имеют ядерного оружия, она вторгается при помощи военной мощи. В государства, имеющие какие-то национальные админи­страции, она приходит через культуру. В государства, имеющие ядерное оружие, она проникает через сети, финансы. В китай­скую цивилизацию она проникает через либерализм, начиная с береговых зон.

Гегемония - это плесневая присадка, которая распростра­няется через СМИ, интернет, кредиты в банке, образование, школу, семью, через любые формы контактов; через общепит, просмотр кинофильмов, участие в современном политическом процессе. Все это - формы некоторого гегемонистского действия, которые, строго говоря, человеку в принципе не присущи. Геге­мония корректирует структуру человеческого поведения, побуждая его совершать то, что, с его точки зрения, не имеет смысла, - но имеет смысл с точки зрения этой плесени.

Гегемония - это не произвол, это логика исторического про­цесса эпохи Модерна. И национальное государство не является аль­тернативой гегемонии - это временная помеха, если это националь­ное государство признает конституцию, права человека, капита­листическую форму производства, либеральную демократию, выборы и культурно посылает своих гонцов на Евровидение. С точки зрения Грамши, вопрос о ликвидации этого образования - лишь вопрос времени.

Цезаризм: между гегемонией и контргегемонией

Вышеописанное государство - пронизанное гегемонией, но от­части сопротивляющееся ей - это цезаристское государство. Оно го­ворит: «Не пойду в завтрашней день, буду в сегодняшнем, пусть мой сегодняшний день будет вечным». Цезаризм - это государ­ство, которое не выступает против гегемонии, а просто застывает во времени; которое становится удерживающим гегемонию от ее следующего шага: просто некая (временная) преграда на пути ге­гемонии.

Цезаризм - это попытка взаимодействовать с гегемонией и про­тиводействовать ей одновременно. Стремление таким образом вза­имодействовать с гегемонией, чтобы частично ее в себя пускать, а частично от нее уклоняться. Например, современная Россий­ская Федерация - типичный цезаризм по Грамши.

Формально цезаристское государство может провозгла­шать: «Мы за суверенитет!». Но если гегемония внутри него, как плесень - идеологическая, технологическая, экономическая, - то уже не важно, в полной мере это государство интегрировано в ге­гемонию или нет. Не важно, с какого бока заходит гегемония: взял в руки айфон - все, ты уже включен в гегемонию, потому что по твоему профилю уже ползают разные программы, изучают тебя. Ты включен в ее сеть. Гегемония - это сеть, ризома.

Линия между гегемонией и цезаризмом, с одной стороны, и между контргегемонией и цезаризмом, с другой стороны - это фундаментальные аспекты политологии Грамши.

Контргегемония

Важнейший концепт грамшизма, развитый последовате­лями итальянского мыслителя - это контргегемония. С точки зрения грамшизма, если есть гегемония - плесень, - то может быть и лекарство от плесени; если есть капитал, то может быть и не-капитал; если есть один исторический вектор, может быть и другой исторический вектор. В этом и заключается глубочайшее свободолюбие грамшизма. Он говорит: «Даже если эта гегемония проникает во все открывающиеся возможности; если гегемония фа­тальна и тотальна - это не значит, что ей нельзя свернуть шею».

Итак, мы понимаем гегемонию как историческое могуще­ство некоторой совокупности симбиотических форм жизни; как некий глобальный субъект, который нельзя ликвидировать, даже если мы уничтожим государство. Гегемония для Грамши - это аб­солютное зло. Но фатальность и тотальность гегемонии для Грамши не означает непобедимости и механической неизбежно­сти ее триумфа.

Гегемонию можно победить, но для этого должен быть дру­гой субъект. И вот этот субъект должен быть не менее фундамен­тален, нежели субъект гегемонии; он тоже должен иметь истори­ческие основания; он должен иметь идеологическое измерение; он должен иметь метафизическое измерение; он должен быть со­циальным, экономическим, культурным; субъект контр гегемонии должен иметь все те измерения, на которых действует гегемония.

Контргегемония - это полноспектралъный симметричный от­вет. Вот вышел Элтон Джон - вышел наш контргегемонистский исполнитель; вышел профессор от гегемонии - вышел профес­сор контргегемонии; вышла гегемонистская экономическая мо­дель - вышла контргегемонистская экономическая модель. Итак, создание контргегемонистского субъекта - это фундаментальная цель.

Для самого Грамши таким субъектом был марксизм. И это исторически подтверждается: пока марксизм стоял, гегемония в виде капитализма поглотила лишь половину человечества, а ко­гда марксизм и Советский Союз рухнули, она распространилась на все человечество.

Контргегемония сегодня

До какого-то момента марксисты, по крайней мере совет­ские, китайские, кубинские, корейские (последние - до сих пор) были настоящим оплотом против гегемонии. Однако сегодня ле­волиберальный марксизм является элементом гегемонии. Мы не можем продолжать серьезно опираться на марксизм в качестве контр­гегемонии.

Национализм также не может выступать в качестве контр­гегемонии - мы видим, как легко либералами взламывается си­стема национализма: «правых» либо не существует, либо они пляшут под дудку гегемонии.

Любые формы цезаризма не являются альтернативой гегемонии: ни путинский, ни трамповский, ни европейский популизм, ни Орбан, ни любой из современных консерватизмов, ни Китай - все они не являются контргегемонией в полном смысле слова. Это цезаризм различной степени, подстройка элементов гегемонии под локальные нужды. Это - временная модель.

Грамши сумел точнее всех описать современный мир со всеми его противоречиями. Для описания ситуации в Европе, Ла­тинской Америке, России, Китае, исламском мире грамшизм и неограмшизм подходит как нельзя лучше. Поэтому имеет смысл посвящать проблематике гегемонии и контргегемонии макси­мальное количество времени. Это действительно важно, изучение этого направления - приоритетно.

Есть ли у контргегемонии будущее? Огромный вопроси­тельный знак. Приглашаю вас к сотворчеству, чтобы глубже изу­чить современную гегемонию, и на этом фундаменте построить теорию и практику контргегемонии.

общество, фильмы

Previous post Next post
Up