islander_1974 сообщает: В Ялуторовске и Ишиме распространена поговорка "Пошла мука на Тобольск", означающая "дело сдвинулось [с мёртвой точки?], процесс пошёл", выходцы же из Тобольска, находящиеся в автомобильной пробке, в случае её движения поговаривают "о, паром пошёл [пришёл?]".
Догадки о происхождении первого высказывания отсылают нас вообще к реалиям чуть ли не XVII-XVIII веков, когда существовала административная привязка сельскохозяйственных районов нынешних Свердловской, Курганской, Челябинской, Тюменской и Омской областей Тобольску - причём не на губернском, а на уездном уровне. В этом случае жители какой-нибудь Миасской или Коркиной слободы затем и жили в южных, благодатных, но опасных краях, чтобы выращивать там хлеб, молоть его в муку, а муку эту отправлять в Метрополию, стараниями которой многие из этих слобод и были основаны. Мукой этой потом платили часть жалования чиновникам, как местным, так и живущим довольно далеко от наших мест - в Сургуте, Нарыме, Берёзове, Обдорске, может быть, даже в Томске и далее.
Возможно, конечно, что речь идёт об "походах муки на Тобольск" в период более поздний, в конце XVIII-XIX веках - уже с торговыми целями, но в это время и платить жалование хлебом должны были перестать, и сам Тобольск перестал быть крупным перераспределительным центром хлебного рынка Старой Сибири. 10-15 тысяч жителей, плюс округа, которая тоже кое-какой хлеб выращивала - маловато, кажется, для всеохватных социальных процессов и формирования такой устойчивой в веках идиомы. Хотя, кто его знат.
Второе же выражение имело смысл ещё на нашей памяти, когда автомобильная дорога в Тобольск из Тюмени подходила к деревне Бизина на Иртыше напротив города. Там выстраивалась очередь машин на паром - это и были первые автомобильные пробки в наших краях, ещё в лохматые советские годы. Двигалась такая пробка, когда паром приходил с того берега, освобождался и пускал к себе очередную порцию транспорта.