Люди Юго-Западной Сибири-8: митрополит Римский-Корсаков и воевода Нарышкин

Mar 28, 2012 14:04

Игнатий, митрополит Тобольский и Сибирский (1693-1699) - Римский-Корсаков, но не композитор, а архиерей, человек, при котором состоялась первая сибирская канонизация после Раскола (Симеона Верхотурского) и сомнительным снам которого мы обязаны именем Меркушинского праведника.

Об Игнатии много писали до Революции, но в сети сейчас доминирует некто Никулин - биограф и писатель диссертации. Важные моменты пунктиром:
-Из Корсаковых - первые московитские представители которых приехали в будущий самопровозглашённый 3-й Рим в 1390-м с Софьей Витовтовной из Литвы. В 17-м веке на волне западных увлечений некоторые граждане данной фамилии добились наименования Римскими-Корсаковыми.
- Игнатий (имя до монашества неизвестно) служил при дворе, затем постригся и делал закономерную для представителя придворного рода церковную карьеру: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/44485/%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9
- В Э. Брокгауза и Евфрона говорится про него кратко, но метко: "В церковной жизни своего времени И. играл видную, но неказистую роль, не брезгал доносами. Этим объясняется удаление И. в почетную ссылку - назначение митрополитом в Сибирь (1692 г.)." http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/43814/%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9
-Несмотря на свою фамилию и лояльность к послераскольной позиции власти (постоянно боролся со старообрядцами и зачем-то возводил их к армянам) может быть отнесён к партии третьеримных прОвославных изоляционистов. Вот к примеру наименования Игнатиевых трудов: "Возобличение на лютеранский катехизис", "Слово на Латинов и Люторов", "Историческое известие о Латинском царстве от св. Писания". Диссонанса в итоге такого не выдержал, в 1700-м году в Москве на несостоявшемся в тот день рукоположении Стефана Яворского "яко обезумився зело, неистовыми словесы мене [патриарха Адриана] в лице оскорби и в досаду злословил без всякия правды; а от мене выбежав из келии в крестовую палату, архиереев, на порицание тогда сшедшихся имущаго быти архиерея вельми безчестными словесами поругал". В итоге был заключён в Чудов монастырь, где вскоре умер: http://www.epds.ru/files/Magazine/Vestnik_N1%28102-114%29.pdf
-В Сибири опять боролся со старообрядцами (то-то их в окрестностях Тобольска не осталось), ездил по "верховым городам" Сибири (Тюмень, Туринск и Верхотурье, - т.е. те, что находились вверх по течению рек от Тобольска), когда и произошла история с обретением мощей Симеона Верхотурского. Хотел поехать и по "низовым городам" вплоть до Байкала - но помешали конфликты с гражданскими властями.
-По поводу сна Игнатиева Софронов цитирует кого-то из старых историков: "Но никто не мог вспомнить имени погребенного праведника, и митрополит Игнатий просил людей усерднее молиться об открытии имени. Уже отъехав от селения, преосвященный незаметно заснул и во сне увидел множество народа, которые собрались для того, чтоб узнать имя праведника и кто-то при этом повторил: «Симеоном его зовут», другой голос произнес: «Семеном звали его», а третий: «Сенькою звали его». Прибыв в Верхотурье, преосвященный рассказал о своем сне находившимся там архимандритам: тобольскому Сергию, верхотурскому Александру и далматовскому игумену Исаакию. Все они признали сон за откровение Божие и решили, что «Симеон» означает как им называть праведника; «Семен» - так звали его в прошлом, а уменьшительным именем звали его родители." http://www.ihtus.ru/hi35.shtml
-Конфликтов с гражданскими властями было много и для тобольских владык и воевод они были делом привычным:

кризисная
ситуация, которая сложилась в отношениях между светскими и
церковными властями Тобольска в 1697 г. Непонимание возникло еще
ранее, когда воеводы сопротивлялись поездке владыки по епархии. Однако
резкой причиной ухудшения отношений стало «дело о десятильниках»,
причиной которого стали бесконтрольность представителей церковной
администрации, занимающихся реализацией судебных прав Церкви.
Другой проблемной стороной оставалась неясность вопроса, какому суду
подлежит неправославное население Сибири по нравственным
преступлениям, церковному или воеводскому. Все эти вопросы нашедшие
отражение в конкретной ситуации осложнялась и традиционным в
Тобольске непониманием между церковными и светскими властями,
причина, которой крылась в независимости митрополитов и обличении
злоупотреблений сибирских воевод перед московским правительством.
Высшей точкой конфликта стало отлучение от Церкви Тобольского
воеводы А.Ф. Нарышкина с сыном, приходившегося дядей царю Петру.
Ситуация была разрешена вмешательством царя и патриарха.
Провинившиеся церковные служилые люди (десятильники) были строго
наказаны. В итоге впрочем, как отмечает диссертант, юридическая
«ясность» в вопросы компетенции церковного суда так и не была внесена.
http://www.bogoslov.ru/data/2010/05/27/1234843514/_AVTOREFERAT._Nikulin_I.A..pdf

Видимо, по итогам всех этих конфликтов и поехал в мск в 1699 году, где уже известно, чем всё кончилось.

Нарышкин Андрей Фёдорович, дядя (двоюродный) и комнатный стольник Петра I, воевода верхотурской(1692-94) и тобольской (1695-97).

Из-за конфликта с Игнатием Нарышкин оказывается негодяем или героем.
-Так неистовый Софронов говорит, что Нарышкин "зарекомендовал себя среди современников как «великий развратник, грабитель и варвар»": http://www.ihtus.ru/hi35.shtml
-А вот тут: http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/17_tom/Zavoronkov/Zavoronkov%20-%200497.pdf Нарышкин оказывается чуть ли не мега-меценатом, который и Ремезова "в гроб сходя благословил" и "Кто-то из хорошо подготовленных летописцев и художников Тобольска с 1696 г. по распоряжению тобольского воеводы А.Ф. Нарышкина начал вести запись астрономических явлений и происшествий в Тобольске."

Наконец у уральцев имеем статью со словариком старосибирским, который глупые уральцы именуют староуральским, где есть те самые десятильщики: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0020(01_04-2001)&xsln=showArticle.xslt&id=a29&doc=../content.jsp

политика, Верхотурье, верховые городы, чудесное, citty, Тобольск, mainland, люди

Previous post Next post
Up