между всеми сибирскими заводами Невьянский важнее и превосходнее прочих

May 07, 2010 03:18




Строительство первых заводов. Первые заводы были: Невьянский (1699-1701), Каменский (1701), Алапаевский (1704) и Уктусский (1702-1704); три первых превратились в современные города, четвертый был, как увидим, предшественником Екатеринбурга. Они строились казной, но Невьянский был вскоре передан Никите Демидову.

Строительству этих заводов предшествовало обстоятельное обследование для выбора, как мы бы сейчас сказали, строительной площадки, организованное Верхотурскими властями с привлечением местных кузнецов и крестьян, согласно предписанию Москвы (см. выше наказ А. Виниуса) [1]. Они направлялись в уже известные рудные места и их главный интерес сосредоточивался на том, где «можно строить плотину»; давались ответы и на другие во­просы, о которых речь шла выше.

Для понимания географического размещения первых петровских заводов на Урале важно, прежде всего, отметить, что они создались на месте старых кустарных металлургических гнезд. При этом не посчитались даже с тем, что два завода - Каменский и Алапаевский оказались весьма удаленными от р. Чусовой и должны были сухим путем возить свою основную продукцию более чем на 200 км [2].

Эти два завода являются самыми восточными заводами до сих пор, и только один небольшой Ирбитский завод существовал некоторое время восточнее их. Уктусский и Каменский заводы, кроме того, оказались на «малой воде», а последний вскоре стал нуждаться в лесе (район уже лесостепной [3]).

Главной причиной такого решительного тяготения к освоенным местам была, вероятно, спешность строитель­ства, связанная, в свою очередь, с крайней в этот момент военной нуждой (война со Швецией). На разведку новых месторождений не было времени. Здесь же были более или менее известны их размеры и качество, и дело облегчалось освоенностью местности, да еще со значительной прослойкой людей, имевших известные навыки в металлообра­ботке. Предприятия эти укрепились, несмотря на огромные затраты труда, вызванные их нерациональной расстановкой; этому способствовал дешевый принудительный крестьянский труд и монополия государства [4]. Без этих элементов феодальной системы не могло быть положено (в тех условиях) начало горнозаводскому Уралу.

Суждение о нерациональности размещения первых заводов следует, однако, смягчить тем соображением, что значительный вывоз предназначался и в сторону Сибири [5]. На это указывает ряд документов того времени; и в цитированном выше наказе А. Виниуса и в инструкции В. И. Геннину и др. говорится о снабжении металлами не только русских, но и сибирских городов [6].

Первая строительная полоса окончилась в 1705 г. Она дала четыре упомянутых выше завода и два частных мелких, не оставивших следов. Затем наступает затишье; военная нужда была удовлетворена. Кроме того, наступил кульминационный период военного напряжения и было, видимо, не до строительства новых заводов.

Некоторое оживление начинается с 1712 г. мелкими незначительными предприятиями, кроме разве Верхне-Тагильского (1718 г.). Но настоящий подъем можно отметить лишь с 1722 г. Его отличительной чертой было то, что строились не только железные заводы, но и медные, при­чем на последние был сделан главный упор. С 1722 г. до 1734 г. было построено около 40 предприятий, из них более двух десятков медных (отдельно или вместе с передельными и доменными).

[1] Подробности этих обследований впервые опубликованы Б. Б. Кафенгаузом, ук. соч., из них видно, что это были не поиски рудных мест, как пишет Б. Б. Кафенгауз, а именно площадок.

[2] Данные о расстоянии очень противоречивы. Встречаются, например, указания, что от Невьянска до Утки  150 верст (П. Г. Любомиров), чего не может быть.

[3] Каменский завод был построен на месте Монастырского железного завода. Река Железнянка к этому времени называлась Каменка. Н. К. Ч у п и н, Географический и статистический словарь Пермской губернии, т. 1, Пермь, 1873.

[4] Предполагали построить завод и на месте Нижнего Тагила (см. Б. Б. Кафенгауз) и был даже назначен руководитель строительства, но оно почему-то не состоялось. Вероятно, магнитные железняки горы Высокой были недоступны тогдашней технике,- намек на это есть у Н. К. Чупина (Словарь, т. 1, стр. 379) и, кроме того, были еще и трудности географического характера, о которых будет сказано ниже.

[5] Размещение кустарных гнезд, на месте которых строились заводы, также, очевидно, связано с этим. Кустарная металлургическая промышленность Урала обслуживала не только свой район, но и Сибирь. Отсюда тяготение ряда гнезд к востоку.

[6] Интересный новый факт приводится Б. Б. Кафенгаузом. Оказывается, что одновременно со строительством Каменского завода, некоему Пиленцу было поручено строительство ружейного завода около Тобольска с прямым расчетом на каменское железо, Б. Б. Кафенгауз, ук. соч., стр 63.

[...]

Только два завода (из 100), и оба на восточном склоне Урала, сформировались в населенные пункты, равные по масштабу крупнейшим уральским городам. Они же были крупнейшими и по объему производства металла. Это были Невьянск и Нижний Тагил [1].

Невьянск - старейший завод на Урале и первая «столица» Демидовых.

По своей людности он уступал только Оренбургу и Екатеринбургу, т. е. был на третьем месте. По сообщению П. С. Палласа, он имел 1 200 домов и 4 000 чел. мужского пола, правда, в несколько неопределенных границах - речь идет о домах по обеим сторонам пруда «...в окрестно­сти 12 верст выстроенных» [2].

За последние 25-30 лет (до начала 70-х гг. XVIII в.) Невьянск увеличил свое население, видимо, раза в полтора [3].

Основой развития Невьянска было, конечно, крупнейшее на Урале металлургическое производство - «...бесспорно, что между всеми сибирскими заводами Невьянский важнее и превосходнее прочих», замечает П. С. Паллас [4].

Наличие сильной, стремительной и изобиловавшей водой р. Нейвы, близость железорудных месторождений (2-4 км), леса, старинные навыки населения по добыче и обработке руд, т. е. относительно высокая квалификация рабочей силы (еще до постройки завода здесь были кустарные ме­таллургические гнезда) [5], и, наконец, близость сельскохозяйственной базы - вот предпосылки этого выдающегося по масштабу производства [6].

В начале 70-х гг. здесь были две домны [7]: одна из них имела 20 аршин высоты и являлась крупнейшей домной в России. Кроме того, она имела ряд новейших технических приспособлений, благодаря чему процесс плавления в ней шел быстрей, чем обычно в то время, и ее производительность - 700 пудов в день - была всероссийским рекордом.

Вторая домна - запасная - имела 15 аршин, что соответствовало среднему стандарту (напомним, что геннинский стандарт был 10 аршин) [8].

Кроме доменного производства, тут было 6 молотовых с 17 молотами, плющильная, якорная, цехи медной посуды, колокольный, белой жести и другие, где делались котлы, горшки, сковороды и т. д. Непосредственно с заводом было связано около половины мужского населения пункта.

Основная продукция завода (полосовое железо и т. п.) шла в Западную Европу. Металлические изделия (сковородки, котлы и т. д.), в отношении которых Невьянск являлся крупнейшим центром, шли на местный рынок, в Сибирь через Ирбитскую ярмарку, в Европейскую Россию - через Макарьевскую, в Среднюю Азию - через Троицк и Оренбург. Кроме того, сам Невьянск стоял на довольно бойкой дороге, по которой до 1763 г. тайно в объезд Верхотурской и Екатеринбургской таможен проезжали купцы под покровительством Демидова; по пути они захватывали и невьянские товары.

Но развитие внутриуральского рынка, крупный спрос со стороны, главным образом Азии, породил в этом стариннейшем кустарном центре Урала и другие промыслы.

П. С. Паллас отмечает, что невьянские каретники и колесники, «...весьма крепко делающие свою работу», снаб­жают своей продукцией большую часть Сибири. Другое «художество» здешних жителей было покрытие лаком медных и железных чайников, деревянных чашек, подносов и т. п. «Бывают вещи, - замечает П. С. Паллас, - наведенные не много хуже китайских, а лучше французских, выключая живописи» [9]. Состав лака хранился в тайне.

Эта кустарная продукция расходилась по стране по тем же каналам, что и металлические изделия заводов, но главное направление шло в Сибирь, с которой Невьянск был удобно связан.

Для понимания развития и особенностей этого пункта заметим еще, что Невьянск был духовным центром уральского раскола. Сюда и отчасти в Екатеринбург съезжались чуть не со всего Урала старообрядцы для заключения браков и других обрядов [10].

[1] Металлургическое производство играло большую роль еще при основании Екатеринбурга. Но Екатеринбург был городом весьма разнообразных функций, и в этот период там не было металлургического завода. Екатеринбург был рассмотрен  выше в другой связи.

[2] П. С. П а л л а с, ук. соч., ч. II, кн. 1, стр. 227.

[3] I. G. G m е 1 i n, ук. соч., Т. 4, S. 404, дает для 1742 г. 800 дворов. Гмелин указывает также, что в то время в Невьянске была небольшая меде плавильня для очистки черновой Колывановской меди.

[4] П. С. П а л л а с, ук. соч., ч. 2, кн. 1, стр. 226.

[5] I. G. Gmelin, ук. соч., Т. 4, S. 406, замечает: «...вырабатываемым изделиям нужно воздать хвалу, работа изрядная, прочная, добротная».

[6] Нужно заметить, что к концу настоящего этапа положение стало несколько меняться - часть руды стали привозить с горы Высокой за 51 версту, а леса «отдалели».

[7] До 1740 г. было 4 домны; Гмелин утверждает, что причиной закрытия двух домен в 1740 г. было правительственное запрещение иметь Демидову на всех его уральских заводах более 6 домен (I. G. Gmelin, ук. соч., Т. 4, S. 400).

[8] Д. А. К а ш и н ц е в, ук. соч., стр. 181.

[9] П. С. П а л л а с, ук. соч., ч. 2, кн. 1, стр. 241.

[10] Невьянский завод после смерти Акинфия Демидова много пострадал от дурного управления. Вопреки воле отца, который завещал все заводы младшему сыну Никите, заводы особым распоряжением Елизаветы были поделены между тремя сыновьями и Невьянский достался старшему - Прокопию, известному лишь своими дикими чудачествами, но не административными талантами. В 1769 г Прокопий Демидов продал завод Савве Яковлеву - коммерсанту нового типа, ставшему в короткий срок во главе уральской металлургической промышленности.

*Картинка и два отрывка из книжки Л.Е. Иофы Города Урала про великий и ужасный Невьянский завод с "самой большой домной в России".
**А также картинка некоего жужика varandej из того же Невьянска, только уже наших дней и некие комментарии и россказни: http://varandej.livejournal.com/270789.html
***В качестве бонус-трека его же рассказ фотографический про соседнее старообрядческое село Быньги: http://varandej.livejournal.com/270922.html
****Ранее ещё давалась ссылочка на рассказ старообрядца papanda: http://papanda.livejournal.com/52778.html

Сибирские заводы, Невьянск, Екатеринбургский горный округ, Сибирская губерния

Previous post Next post
Up