Воспѣвать бы нынѣ только славу Бога, троично явившагося на Іорданѣ, - славу, великолѣпіе коей восхищаетъ и Ангельскіе умы и Ангельскіе языки возбуждаетъ на пѣніе и пѣсни духовныя. - Но гожи ли мы съ вами къ тому, чтобъ взяться за сіе святое и пренебесное дѣло?! Подготовились ли, - стяжалиль запасъ Богомысленныхъ созерцаній и благогласныхъ рѣченій, и душу свою настроилиль, какъ Давидскую арфу, чтобъ на ней Давидски издать Богодвижный псаломъ - Сыну крещаемому, Святому Духу осѣняющему Его и Отцу свидѣтельствующему о Немъ? - Кто готовъ, тотъ пусть поетъ, услаждаясь утѣшительными движеніями сердца и многообъятными созерцаніями ума. А я понуждаюсь на другое обратить слово мое.
Въ праздникъ крещенія благовременно спросить крещенныхъ: такъ ли вы держите себя, крещенные, какъ подобаетъ крещеннымъ? Тому ли Богу служите, какому служить обѣщались въ крещеніи? - Смотря на васъ, скажетъ ли всякій: - это крещенные? - Это тѣ, кои отреклись отъ сатаны, и всѣхъ дѣлъ его, и всего служенія его, и всея гордыни его.
Напередъ прошу, непогнѣвайтесь. - Хочу укорять васъ. - Хочу укорять за то, что вы къ языческимъ обратились обычаямъ и вмѣсто Бога стали прибѣгать къ бѣсамъ. - Это не громкія только слова, а самое дѣло! - Вспомните, какъ многіе изъ васъ встрѣчали новый годъ, - и теперь хладнокровно разсудите, - похоже ли это на что либо христіанское?! - До полночи проиграть въ карты, или проговорить о всякихъ пустякахъ, а въ самую полночь, - на рубежѣ стараго и новаго года, - взять бакалы и вертѣться. - Что это такое? и есть ли тутъ какой смыслъ? - Богъ - Владыка времени и жизни нашей, - далъ намъ провесть одинъ годъ и вводитъ въ другой. Въ минуту сего перехожденія что прилично? - Воздѣть руки къ небу и поблагодарить Господа за прошедшія милости и умолить Его продлить свое благоволеніе и на будущее. Въ каждой ли семьѣ особо такъ поступите, или соберетесь по нѣскольку семействъ вмѣстѣ, - благословенно такъ встрѣтить новое лѣто. А вертѣться съ бакалами - тутъ какой смыслъ? - Шутка развѣ жизнь наша, и время - вещь ни къ чему негожая? - Если такъ, то конечно нельзя лучше встрѣтить новаго года, какъ пустословіемъ и пляскою.
Это будетъ - задать тонъ на весь годъ. Но вѣдь вы и сами такъ недумаете о времени и жизни!! - Что же это дѣлалось! Повеселиться захотѣли?! - Для веселія развѣ нѣтъ другаго времени, со всѣмъ незнаменательнаго? Да и веселье тутъ бываетъ у васъ не такъ шибко. - Нѣтъ, тутъ дѣлалось что то другое! - Что же бы такое? - Вы скажете: обычай зашелъ. - И я подтвержду: обычай зашелъ, - и прибавлю: обычай, со всѣмъ не христіанскій, а языческій, нечестивый, богопротивный. Вѣдь этой минуты вы ожидаете, какъ момента священнаго, - и бакалы берете со всѣмъ не съ такими мыслями, какъ въ другое время, и вертитесь не въ томъ духѣ, какъ обычно. Все это у васъ дѣлается, какъ какое то священнодѣйствіе. Спросимъ теперь васъ: какому же это Богу совершается у васъ такое священнодѣйствіе?!
Христу ли Спасителю, искупившему васъ, желчь и оцетъ вкушавшему, Коего руки и ноги пригвождены были на крестѣ нашего ради спасенія?! - Конечно нѣтъ. - Кое общенье?! - Кое общеніе Христово съ Веліаромъ!?! Не къ Нему сіе идетъ, - а или къ Бахусу, - языческому богу пьянственнаго веселія, - или къ Венерѣ - богинѣ плотскихъ нечистыхъ утѣхъ. - И се - боги ваши - новый Израилю! - Отъ нихъ ужъ и ждите себѣ, чего желали вы другъ другу; а отъ Бога истиннаго нечего вамъ ждать, потому что когда св. церковь молилась Ему о благословеніи новаго лѣта, васъ не было въ церкви. Силъ нестало.
Они принесены въ жертву языческимъ богамъ, - или пустой мечтѣ и лести вражіей. - Что же теперь, и къ чему ваши благожеланія? - Будто забрали вы въ свои руки всѣ блага, - и раздаете ихъ щедрою рукою, - одному одно, другому другое - безъ обращенія къ Богу истинному?! - Иначе сего и понять нельзя, - какъ что вы разграбили сокровищницу Божію и распоряжаетесь ею, какъ хотите, помимо Бога, Вседержавнаго міроправителя, - или всѣ сладкія рѣчи ваши - дѣтское шутовство. - Такъ-то съ какой стороны ни посмотришь на обычай сей, приходится сказать: недобра похвала ваша. И не оправдывайтесь, говоря, что при этомъ у васъ не бываетъ мыслей богоотступническихъ. - Да вѣдь - дѣло-то богоотступническое, а мысли о Богѣ при этомъ нѣтъ. - Какъ же назвать это, какъ не богоотступничествомъ? Не оправдывайтесь и тѣмъ, что не знаете, какъ зашелъ обычай. Да какъ онъ зайдетъ, когда непримете? - Не отворяйте ему дома, и не зайдетъ. Вотъ - такъ - одинъ не пустилъ бы, другой, третій. И всѣ, - ни къ кому бы онъ и не зашелъ. - И пусть бы онъ себѣ шелъ куда хочетъ, и не срамилъ бы нашего города, - освященнаго столькими святыми.
Дѣло это впрочемъ уже прошлое. - Неворотишь. - Но вы порадуете Господа и святыхъ Его, если сознавши нелѣпость сдѣланнаго, раскаетесь и положите: - неподчиняться болѣе такимъ пустымъ обычаямъ. -
Скорбно было сіе слышать, - но еще не прошла эта скорбь, какъ настала другая. - Вотъ слышу на дняхъ, что пріѣхала какая-то ясновидящая и всѣ потянулись къ ней, въ чаяніи вывѣдать отъ ней всѣ тайны и всѣ судьбы жизни своей, - что было, что есть и особенно - что будетъ. - Ужели же у васъ нѣтъ на столько разумѣнья христіанскаго, - чтобы понять не основательность своей надежды, - и непрочность обѣщаній этой обманщицы? - Вѣдь она обѣщаетъ, что дастъ отвѣтъ на все, о чемъ ни спросишь. - Стало она увѣряетъ, что все знаетъ. И вы не вспомнили, что этого ни о какомъ человѣкѣ сказать нельзя. - Знаетъ все только Богъ одинъ, и тотъ, кому Богъ откроетъ. А ей Богъ ли открываетъ? - Куда! - Кому Богъ открываетъ, тотъ нестанетъ торговать откровеніями. - Какъ же теперь можно вполнѣ положиться на ея сказанія? Кое-что можетъ быть и угадаетъ, - а больше запутаетъ и закроетъ неясными словами.
Вѣдь тутъ тоже бываетъ, что было въ языческія времена въ прорицалищахъ. - Жрецы, пиѳіи, сами идолы прорицали. - Какою силою это совершалось, можете судить потому, что когда являлся гдѣ истинный рабъ Христовъ; тамъ прорицатели умолкали, и бѣсы гласно жаловались на своихъ гонителей и стѣснителей-христіанъ. - Когда распространилось христіанство, прорицалища замолкли. - А вотъ нынѣ, - когда ослабѣло христіанство, - опять они начали появляться въ разныхъ видахъ и манятъ къ себѣ легковѣрныхъ и посрамляютъ въ нихъ имя Христово. Сначала они на западѣ открылись, а оттуда и къ намъ зашли и вотъ собираютъ дань съ легковѣрныхъ и суевѣрныхъ. - И добро бы обращаться къ нимъ было - только легковѣріе. - Нѣтъ, - тутъ надо видѣть нѣчто болѣе.
Тутъ измѣна надеждѣ христіанской. Спроси себя: къ кому это обращаешься ты и отъ кого ожидаешь себѣ помощи? - Какая то, скажешь, есть тутъ сила. - Ты развѣ не знаешь, - что единая есть истинная сила - сила Божія, отъ коей одной и можно ожидать всего. - Обращаясь же теперь къ сей безвѣстной силѣ, - не отступаешь ли ты отъ единой истинной силы? Если такъ, - куда же это? - конечно, - къ силѣ ложной, - противоположной силѣ истинной, - или Богопротивной. - Я не берусь объяснять вамъ состоянія сихъ прорицателей. - По моему оно - не обыкновенное болѣзненное состояніе, подлежащіе коему, въ слѣдствіе сего разстройства, - частію сами видятъ шире, чѣмъ мы, - а частію - или наиболѣе бываютъ орудіями лукавыхъ духовъ. - Бѣсы пользуются ихъ болѣзненнымъ разстройствомъ, - и чрезъ нихъ влекутъ къ себѣ слабыхъ. - Бѣсы вѣдь давно живутъ и много знаютъ изъ прошедшаго; они всюду летаютъ и знаютъ, что гдѣ теперь дѣлается, - и разсказываютъ чрезъ эти свои орудія. О будущемъ они не знаютъ, а только гадаютъ; но какъ вопрошателямъ своимъ многое изъ того, что было и есть разсказываютъ вѣрно; то имъ вѣрятъ и въ томъ, что они говорятъ о будущемъ, хоть оно почти никогда не сбывается.
Въ этомъ полагаю вѣрный источникъ ясновидѣнія. Судите теперь, что дѣлаете вы обращаясь къ ясновидящимъ? Вѣру свою бѣсамъ обнаруживаете. - Я вамъ это не свои гаданія разсказываю. - Припомните, что было въ Филиппахъ во время проповѣди тамъ Апостола Павла. Была тамъ отроковица нѣкая, имущая духъ пытливъ (Дѣян. 16, 16), которая стяжаніе много даяше господемъ своимъ - гадая и предсказывая. - Апостолъ Павелъ изгналъ сего духа, говоря: запрещаю ти именемъ Христа, изыдя изъ нея - Духъ вышелъ въ тотъ же часъ. - И господá, видя, что изыде надежда стяжанія ихъ, - воздвигли гоненіе на св. Ап. Павла и Силу, который былъ съ нимъ. - Вотъ такого же рода и эта ясновидящая, которая теперь манитъ васъ къ себѣ. Въ ней духъ пытливый. Цѣль же ея - стяжанія многа достать себѣ, или доставлять тѣмъ, кои возятъ ее. - Вамъ же отъ ней никакой пользы: - одна трата денегъ и оскверненіе душъ приближеніемъ къ силѣ бѣсовской и довѣріемъ къ ней. -
Вотъ и на это посмотрѣвши, понуждаюсь сказать: не добрая похвала ваша! - Въ одной части у васъ - обычаи языческіе, отзывающіеся идолопоклонствомъ, а въ другой - прямое обращеніе къ бѣсамъ. - Что же это такое? - Отреклись что ли вы отъ имени Христова? - Или опять уже воцарился князь тьмы, - изгнанный Христомъ Богомъ нашимъ? Вѣдь, еслибъ воскресить какого язычника и показать ему - сначала, какъ новый годъ у насъ встрѣчаютъ, а потомъ - какъ всѣ тянутся къ пиѳіи прорицательницѣ, онъ не нашелъ бы никакой у насъ разности съ тѣмъ, что бывало у нихъ. - Тутъ все наше, сказалъ бы онъ. И мы такъ же богамъ нашимъ служили - съ веселіемъ и пьянствомъ, и такъ же къ прорицательницамъ своимъ ходили. - Гдѣ же тутъ Христосъ, - и гдѣ христіане, крещенные во Христа, которые тогда такъ брали надъ нами преимущество?! - Не права ли была бы рѣчь его? - Конечно права. - Какъ по одеждѣ узнается, напримѣръ, гражданинъ, чиновникъ и военный; такъ по обычаямъ, дѣламъ и надеждамъ узнается, кто какой вѣры. - Если вы допускаете много такого, что не свойственно увѣровавшимъ въ Господа и крещеннымъ во имя Его; кто виноватъ, если иной усумнится, крещены ли вы? -
Простите Господа ради, что въ свѣтлый праздникъ Крещенія обращаюсь къ вамъ съ такими укорными словами. - Долгъ имѣю говорить такъ, - и говорю чести ради крестившагося Господа и насъ крещеніемъ освятившаго, съ тою одною цѣлію, чтобы вы осмотрѣлись и отстранили изъ поведенія своего все, что можетъ лежать чернымъ пятномъ на свѣтлой одеждѣ, которою облеклись вы въ крещеніи. Аминь.
6 Генваря 1865 г.
Источникъ: Слова къ владимірской паствѣ Преосвященнаго Ѳеофана. - Владиміръ: Типографія Губернскаго Правленія, 1869. - С. 524-530.