Слава Тебѣ, Господи! - Дождались мы и еще свѣтлыхъ дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! - Св. Церковь нарочно для того, чтобъ возвысить наше веселіе въ дни сіи, учредила предъ ними постъ - нѣкоторое стѣсненіе, чтобъ вступая въ нихъ мы чувствовали себя, какъ бы исходящими на свободу. При всемъ томъ однакожъ она никакъ не хочетъ, чтобъ мы предавались услажденію только чувствъ и однимъ удовольствіямъ плотскимъ. Но изстари, наименовавъ дни сіи святками, требуетъ, чтобъ самое веселіе наше во время ихъ было свято, какъ святы дни. Чтобъ не забылся кто веселясь, - она вложила вь уста намъ краткую пѣснь во славу Христа рождшагося, которою остепеняетъ плоть и возвышаетъ духъ, - указывая ему достойныя дней сихъ занятія: Христосъ раждается - славите и проч. - Славьте же Христа, - и славьте такъ, чтобъ симъ славословіемъ усладилась гортань, душа и сердце, и тѣмъ заглушился позывъ ко всякому другому дѣлу и занятію, обѣщающему какую либо утѣху.
Славьте Христа. - Это не то что - составляйте длинныя хвалебныя пѣсни Христу. Нѣтъ... Но если помышляя или слушая о рождествѣ Христа Спасителя, вы невольно изъ глубины души воскликнете: слава Тебѣ, Господи, что родился Христосъ. Этого и довольно. Это будетъ тихая пѣснь сердца, которая пройдетъ однакожъ небеса и внидетъ во уши Божіи. Воспроизведите немного пояснѣе то, что совершено для насъ Господомъ, - и вы увидите, какъ естественно нынѣ намъ такое воззваніе. - Чтобъ это было для васъ легче, приравните къ сему слѣдующіе случаи.
Заключенному въ темницѣ и закованному въ узы царь обѣщалъ свободу... Ждетъ заключенникъ - день-другой, ждетъ мѣсяцы и годы... не видитъ исполненія, но не теряетъ надежды, вѣря цареву слову. Наконецъ показались признаки - что скоро; вниманіе его изощряется, онъ слышитъ шумъ приближающихся съ веселымь говоромъ; вотъ спадаютъ запоры дверей - и входитъ Избавитель. Слава Тебѣ, Господи! восклицаетъ невольно узникъ. Пришелъ конецъ моему заключенію, скоро увижу свѣтъ Божій! - Другой случай. - Больной, покрытый ранами и разслабленный всѣми частями, переиспыталъ всѣ лекарства, и много перемѣнилъ врачей. Терпѣніе его истощилось, - и онъ готовъ былъ предаться отчаянному гореванію. Говорятъ ему: есть еще искуснѣйшій врачь, всѣхъ вылечиваетъ, и именно отъ такихъ болѣзней, какъ твоя; мы просили его, - обѣщалъ придти. Повѣривъ, больной, возникаетъ къ надеждѣ и ждетъ обѣщаннаго... Проходитъ часъ, другой, болѣе, - безпокойство снова начинаетъ точить душу... - Подъ вечеръ уже кто-то подъѣхалъ... идетъ... отворилась дверь, - и входитъ желанный... Слава Тебѣ, Господи! вскрикиваетъ больной. Вотъ и еще случай! - Нависла грозная туча, - и мракъ покрылъ лице земли; громъ потрясаетъ основанія горъ и молніи прорѣзываютъ небо изъ края въ край: отъ этого всѣ въ страхѣ, - будто насталъ конецъ міра. Когда же потомъ гроза проходитъ и небо проясняется, всякой свободно вздыхая говоритъ: слава Тебѣ, Господи!
Приблизьте сіи случаи къ себѣ и увидите, что въ нихъ наша исторія. Грозная туча гнѣва Божія была надъ нами... Вотъ пришелъ Господь-примиритель и разогналъ тучу сію. Мы были покрыты ранами грѣховъ и страстей. Вотъ пришелъ врачь душъ, - и исцѣлилъ насъ... Были мы въ узахъ рабства... Вотъ пришелъ освободитель и разрѣшилъ узы наши... Приблизьте все сіе къ сердцу своему и воспріимите чувствами своими; - и, думаю, не можете удержаться, чтобь не воскликнуть: слава Тебѣ, Господи, - что родился Христосъ! - Услышалъ сію вѣсть отецъ Предтечи - Захарія и воззвалъ: благословенъ Господь Богъ Израилевъ, яко посѣти и сотвори избавленіе людемъ Своимъ, и воздвиже рогъ спасенія намъ и проч. (Лук. 1, 68). Услышала пречистая Дѣва, и воспѣла: величитъ душа моя Господа, и возрадовася духъ мой о Бозѣ Спасѣ моемъ (Лук. 1, 40). Услышали Елисавета и младенецъ во чревѣ ея... и возрадовались. Въ самый же часъ рожденія Господня небо все подвиглось на славословіе, и всякая тварь - разумная и неразумная. Пастыри, волхвы, Сѵмеонъ праведный и Анна пророчица - воспѣли славу Богу рождшемуся, воспріявъ сердцемъ, что рожденіемъ Своимъ Онъ сотворилъ избавленіе людемъ. Воспріимите и вы сіе чувствомъ, и возрадуется сердце ваше и радости сей достанетъ вамъ не на эти только дни, но и на всю жизнь, - такой радости, при которой не захочетъ искать другихъ радостей, - и если сами придутъ, будетъ встрѣчать ихъ и останавливаться на нихъ мимоходомъ, какъ на дѣлѣ придаточномъ и случайномъ, если не излишнемъ.
Не усиливаюсь словомъ моимъ привить къ вамъ такую радость: это не доступно ни для какого слова. Дѣло, соверщенное Господомъ рождшимся, касается каждаго изъ насъ. Вступающіе въ общеніе съ Нимъ, пріемлютъ отъ Него свободу, врачевство, миръ; - обладаютъ ими, и вкушаютъ сладость ихъ. Тѣмъ, кои испытываютъ ихъ въ себѣ не за чѣмъ говорить: радуйтесь... ибо они не могутъ не радоваться, а тѣмъ, кои не испытываютъ - что и говорить: радуйтесь; ибо они не могутъ радоваться. Связанный по рукамъ и ногамъ, сколько ни говори ему: радуйся избавленію - не возрадуется; покрытому ранами грѣховъ откуда придетъ радость уврачеванія? Какъ воздохнетъ свободно устрашаемый грозою гнѣва Божія? Таковымъ можно только сказать: пойдите вы къ Младенцу повитому, лежащему въ ясляхъ, - и ищите у Него избавленія отъ всѣхъ обдержащихъ васъ золъ, ибо это Спасъ міра Христосъ.
Желалъ бы я видѣть всѣхъ васъ радующимися сею именно св. радостію и нехотящими знать другихъ радостей. - Но не всѣ сущіе отъ Израиля суть Израиль. Начнутся у васъ увеселенія пустыя - буйныя, разжигающія похоти: глазерство, круженіе, оборотничество. Любящимъ сіе, сколько ни говори: - укротитесь, - они затыкаютъ уши свои, - и не внемлютъ, - и всегда доведутъ свѣтлые праздники до того, что заставятъ милостиваго Господа отвратить очи Свои отъ насъ и сказать: мерзость Мнѣ всѣ эти празднества ваши. - И на дѣлѣ такъ есть, что многія изъ нашихъ увеселеній общественныхъ суть воистинну мерзость языческая, т. е., одни прямо перенесены изъ языческаго міра, а другія, хотя и позже произошли, пропитаны духомъ язычества. - И какъ будто нарочно онѣ изобрѣтаются въ большомъ количествѣ въ дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даемъ князю міра - мучителю своему, противнику Божію поводъ говорить къ Богу: - чтó сдѣлалъ Ты мнѣ рождествомъ Своимъ и воскресеніемъ?!.. всѣ ко мнѣ идутъ! Но, бр., чаще да проносятся во глубинѣ сердца вашего слова 50-го псалма, что оправдится Господь во словесѣхъ Своихъ и побѣдитъ, внегда судити Ему.
Насъ увлекаетъ просвѣщенная Европа! Да, тамъ - впервые, - возстановлены изгнанныя было изъ міра мерзости языческія. И оттуда уже перешли онѣ къ намъ и переходятъ. Дохнувши этимъ чадомъ адскимъ, мы кружимся какъ помѣшенные, сами себя не помня. Но, бр., припомнимъ 12 годъ. За чѣмъ это приходили Французы?.. - Богъ послалъ ихъ истребить то зло, которое мы у нихъ переняли дотолѣ. - Тогда покаялась Россія и Богъ помиловалъ ее. - Но вотъ, кажется, началъ забываться тотъ урокъ. Если опомнимся, конечно, ничего не будетъ; а если не опомнимся, кто вѣсть, можетъ быть, опять пошлетъ на насъ Господь учителей нашихъ, чтобъ привели насъ въ чувство и поставили на путь исправленія. Таковъ законъ правды Божіей: тѣмъ врачевать отъ грѣха, чѣмъ кто увлекается къ нему. Это не пустыя слова, но дѣло, голосомъ Церкви утверждаемое, какъ нынѣ же услышите вы въ молитвѣ на молебнѣ. Вѣдайте, что Богъ поругаемъ не бываеть, и вѣдая сіе, веселитесь и радуйтесь во дни сіи со страхомъ. Освятите свѣтлый праздникъ святыми дѣлами, занятіями и увеселеніями, чтобъ всѣ, смотря на насъ, сказали: у нихъ святки, а не буйныя какія нибудь игрища незнающихъ Бога - нечестивцевъ и развратниковъ. Аминь.
1860 г.
Источникъ: Слова къ тамбовской паствѣ. Ѳеофана, епископа Тамбовскаго и Шацкаго. Въ 1859 и 1860 годахъ. - СПб.: Въ Типографія Штаба Военно-учебныхъ завѣденій, 1861. - С. 318-322.