Это бывший судья Конституционного суда Германии Ренате Йегер. В этом самом КС она занималась пенсионными вопросами, потом работала в Европейском суде по правам человека. Вот что она говорит в интервью немецкому журналу "Шпигель" по части оправданности пенсионного возраста в стране:
http://www.spiegel.de/spiegel/ex-verfassungsrichterin-renate-jaeger-haelt-das-rentensystem-fuer-rechtsstaatswidrig-a-1191138.html "Шпигель": Возраст выхода на пенсию постоянно повышается.
Йегер: Как и продолжительность жизни, и уже длительное время. По сравнению с 80-ми годами относительное время пребывания на пенсии почти удвоилось.
"Шпигель": Почти на 20 лет.
Йегер: Изначально возраст выхода на пенсию был выше среднестатистической ожидаемой продолжительности жизни человека, то есть среднестатистическому человеку не следовало всерьез рассчитывать на то, чтобы пожить пенсионером.
"Шпигель": Можно ли произвольно взвинчивать пенсионный возраст? Бывший председатель партии СДПГ Курт Бек всегда приводил в пример кровельщика...
Йегер: Ах, кровельщика. В этом явлении нет ничего нового. Пенсионный возраст - это упрощенно потеря трудоспособности. Я восхищаюсь старой пенсионной системой: кто мог, тот и работал до достижения пенсионного возраста. Кто становился нетрудоспособен, получал соответствующее содержание вроде досрочной пенсии по старости.
Красной линией и пунктиром: статистическая средняя ожидаемая продолжительность жизни
"Шпигель": Юристы могут оставаться высокопродуктивными работниками и на склоне лет, но если целая профессиональная группа уже не сможет в определенном возрасте больше трудиться?
Йегер: Возрастной кровельщик может заниматься чем-то другим, например, работать на компьютере, водить грузовик или делать что-то подобное. Может быть, ему придется сменить профессию.
"Шпигель": В 67 лет?
Йегер: Значительно раньше, пожалуй. Многое обуславливает социальная приемлемость. Работник с физическим характером труда может и к старости переучиться на квалифицированного специалиста. Разумеется, этому человеку должна быть своевременно оказана помощь в адаптации, и не дожидаясь, пока он потеряет работу.
"Шпигель": Пенсионный возраст продолжает расти, чтобы составить 67 лет к 2031 году. Должен ли он продолжать расти и дальше, по крайней мере, параллельно ожидаемому сроку продолжительности жизни?
Йегер: Я думаю, да.
"Шпигель": Для этого роста нет границ?
Йегер: Нет, для меня, с оглядкой на общее положение нормы закона о нетрудоспособности, нет никаких границ.
P.S. от переводчика.
То есть для этой образованной дамы нет никакой разницы, давить ли кнопки на клавиатуре компьютера, или давить педаль газа магистрального грузовика. Интеллигенция, бл... Она в своей жизни меняла хоть раз колесо на своей легковушке?
В общем, почти по Марии Антуанетте: У тебя нет сил жевать хлеб? Жри пирожные.