Существует русская притча о купце, сжегшем бумажную ассигнацию, чтобы найти оброненный в темноте медный пятак. Эта мысль пришла мне в голову, когда я ознакомился с заявлением профсоюзного объединения "Кокпит", обосновавшего готовность к забастовке летчиков немецкой "Люфтганзы". Суть трудового конфликта в следующем. Ранее из зарплаты летчиков проводились удержания в специальный фонд, выплаты из которого позволяли летчикам по их желанию уходить с работы с 55 лет. Как следует из других источников, им продолжалось за счет этого "общего котла" получать 60% прежней зарплаты до достижения общего по всей стране возраста выхода на пенсию.
И вот "Люфтганза" в поисках путей для повышения прибыли расторгает договоры об этом переходном периоде, вынуждая летчиков работать до 63 лет. При этом именно эта мера особых дивидендов не обещает. Ведь в 55 лет уходили опытные и наиболее высокооплачиваемые летчики, освобождая места для новичков с низкими зарплатами. В заявлении говорится, что люди стареют по разному, а у летчиков существуют пересечения временных и климатических поясов, ночные полеты, сверхурочные смены. Поэтому в интересах и пассажиров, чтобы их самолет вел пилот, неважно себя чувствующий, но вынужденный и дальше летать по финансовым причинам.
От себя дополню, что если не в подавляющем, то уж в большинстве случаев точно причиной катастроф в авиации является человеческий фактор. С возрастом растет как и опыт, так и вероятность ошибок по физическим или психическим условиям. То, что смешно в комедии (я на Волге все мели знаю), в жизни обходится очень дорого, в том числе и в части финансов, если современный менеджмент понимает только этот язык.
Далее цитата:
"Пилоты, работающие в фирме уже 20, 30 лет, чувствуют себя обманутыми. Когда они начинали работу, частью их трудового договора была возможность закончить ее уже в 55 лет. Отчисляемые для этой цели деньги многие годы составляли значительную часть их зарплаты. И вот руководство пытается лишить летчиков такого содержания, фактически принуждая работать на восемь лет дольше. Все жизненные планы этих людей перечеркиваются одним махом".
https://www.vcockpit.de/presse/pressemitteilungen/detailansicht/news/warum-streik-bei-lufthansa.html Что по поводу особенностей летной работы говорит медицина?
Особенно обременительны полеты на большие расстояния. После более, чем 10-часового полета выспаться надлежащим образом в месте прилета, в совершенно другом часовом поясе, удается немногим. Такая нагрузка, испытываемая на протяжение ряда лет, является колоссальным вызовом для здоровья.
Врачи соглашаются с этим мнением, хотя и с оговорками. Например, авиационный врач Роланд Кваст проверяет в Штутгарте летчиков на годность к полетам. По его словам, особенно необходимы в летной работе внимательность, способность к концентрации и скорость реакции. Кроме того, работа по сменам оказывает [дополнительную] нагрузку на человеческий организм, "особенно при полетах через множество часовых поясов". С возрастом многие пилоты начинают ощущать эти нагрузки и физически, и психически. "У кого-то появляется преждевременное истощение, иные заболевают", - объясняет Кваст. Другие, напротив, остаются здоровыми и работоспособными, их функциональные способности ограничиваются лишь незначительно.
И все-таки врач приходит к следующему выводу: применительно к демографическим процессам общества приходится говорить и "пилотам об увеличении общего трудового стажа"...
Медик считает "в общем и целом необоснованным" уход пилотов из профессии в 55 лет. Досрочная пенсия по старости обязана своим существованием прошлым десятилетиям, а образ жизни и работоспособность сегодняшнего человека изменились. "В Северной Америке пилоты сегодня летают большей частью до 65 лет", - говорит Кваст".
https://www.zeit.de/karriere/2014-04/lufthansa-streik-piloten-rente-arbeitsbelastung Добавлю от себя, что Северная Корея в мире демонизирована. Но если бы пилоты гражданской авиации КНДР летали бы до 70 лет, этот козырь не преминули бы пустить в ход.