Wicked (мюзикл)

Dec 29, 2010 04:39

Хотя я собираюсь в проекте Bechdel говорить в основном о фильмах и сериалах, но первым номером в программе будет мюзикл :) Wicked (Злая) - это вольная переработка романа Грегори Магвайра Wicked: The Life and Times of the Wicked Witch of the West, в котором рассказывается история Злой Ведьмы Запада из сказок о волшебной стране Оз с точки зрения самой Злой Ведьмы (которая на самом деле вовсе не злая, у нее просто плохой пиар). Пересказ сюжета мюзикла по-русски можно посмотреть на Википедии. А я дальше под катом расскажу, чем он ценен с социальной точки зрения.

Во-первых, общая тема мюзикла - ксенофобия. Главная героиня, Эльфаба, страдает, потому что отличается от остальных людей цветом кожи - она зеленая. Значительная часть сюжета строится вокруг того, что люди Оз притесняют говорящих животных, причем аналогии вполне очевидны, вплоть до фразы, с которой начинается разговор о притеснении: кто-то пишет на доске в классе учителя-козла лозунг "Животные должны быть видны, но не слышны". Неудивительно, что самая известная партия мюзикла, Defying Gravity, вошла в число гимнов ЛГБТ и была выбрана песней одного из гей-прайдов в 2007 г. Да и то, что по сюжету правящие/привилегированные фигуры приписывают нежелательным людям и группам негативные черты, демонизируют их - вполне узнаваемый меньшинствами ход. В числе других поднятых тем - роль внешности в восприятии личности, роль и конструирование общественного мнения, выбор собственного пути в жизни вопреки давлению социума и т.д.
Во-вторых, этот мюзикл ударно проходит тест Бехдель. В основном касте четверо женщин и четверо мужчин, причем у женщин намного больше партий и действий в сюжете. В центре внимания - дружба между волшебницами Эльфабой и Г(а)линдой, а важные сюжетные ходы построены на отношениях между Эльфабой и ее сестрой Нессарозой и на замыслах мадам Моррибль. Мужчины оказываются на вторых ролях любовных интересов, помощников, подзащитных. Даже злодею для осуществления собственных планов нужны героини-женщины. Фактически раскладка активности и самостоятельности персонажей строго противоположная по отношению к традиционной.

У социальной стороны мюзикла есть крупный недостаток: то, как в нем подается инвалидность. Сестра Эльфабы, Нессароза, не может ходить и передвигается в инвалидном кресле. Ее сюжетная линия набита стереотипами об инвалидности и воспроизводит стандартную аналогию инвалидность = зло и несовершенство тела = несовершенство души. Доказывая, что зеленая кожа Эльфабы не является внешним признаком ее внутренней искаженности, сюжет в то же время утверждает, что такая же врожденная инвалидность ее сестры приводит ее к злу и карается смертью. (Анализ репрезентации инвалидности, на английском.)
Лично меня еще несколько разочаровал финал тем, что в нем женщина, не соответствующая стандартам красоты, признает себя ограниченной в возможностях и отдает свою власть и силу женщине более социально приемлемой. Однако по другим параметрам я очень рекомендую этот мюзикл к просмотру.

Обычно я не буду в рамках проекта давать ссылки на скачивание и т.п., но в этот раз сделаю исключение, потому что вещь редкая. Официального видео не существует. Есть бутлег с более поздним составом и много фрагментов на ютубе, в том числе с премьерным бродвейским составом - Идиной Менцес и Кристиной Ченовет. (Я смотрела бутлег, чередуя с соответствующими партиями с ютуба.) Официальная альбомная аудиозапись бродвейского состава есть на торрентах.
Ниже сцена Defying Gravity с премьерным составом, и она же в еще более качественной версии - не встраивается, но можно посмотреть на ютубе.

image Click to view

bechdel

Previous post Next post
Up