Современники описывали Николая Львова, как высокого, красивого, хрупкого и изящного человека с тонкими чертами лица. При этом его энергии и восприимчивости к наукам можно только позавидовать. Стихи и архитектура, игра в любительском театре и создание театральных машин, написание научных трудов и планировка усадебных парков, сочинение музыки и дипломатия, сложные химические опыты и собирание народных песен, разработки каменного угля и торфа и выполнение тончайших поручений приближенных императрицы Екатерины II - он преуспевал везде, за ним прочно закрепилось определение «гений вкуса».
Тем более странно, что в наши дни мало кто вспомнит этого безусловно одаренного и талантливого человека.
Однако одно из его сооружений видели очень многие. Речь идет о "Чертовом мосте". Именно на нем снималась сцена решающей битвы добра со злом в "Ночном дозоре".
Николай Александрович Львов родился в 1753 году, в семье тверского помещика Александра Петровича Львова. Род их был старинный, но весьма небогатый, и для образования сына Александр Петрович не сделал практически ничего.
По словам лично знавшего Николая Львова биографа, до восемнадцати лет тот оставался «захолустным дворянским недорослем» без образования, не умеющим писать по-русски и лишь немного «лепечущим по-французски».
Но по достижении 16 лет Львов устремляется в Санкт-Петербург, где поступает в Преображенский полк. Он занимался самообразованием, жадно глотал знания, но больше всего его привлекало искусствоведение. А архитектура вообще была однозначно любимой профессией Львова - за свою жизнь он спроектировал и возвел около 90 сооружений.
Среди них много весьма известных.
Это и здание Почтамта в Санкт-Петербурге.
Церковь "Кулич и пасха" в Санкт-Петербурге.
Особняк Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге.
Церковь Великомученицы Екатерины - Львовская ротонда в Валдае.
Особенно интересен Приоратский дворец в Гатчине.
Приорат - единственное сохранившееся в России архитектурное сооружение, построенное в основном по технологии землебита: слои спрессованного суглинка пропитываются известковым раствором. По этой технологии построены стены дворца, ограда, придворцовые постройки.
Землебит оставался мечтой Львова до самой смерти, он желал не просто строить из него дома, но обучить всех крестьян России новой технике. Если бы землебитные постройки вытеснили деревянные, можно было бы раз и навсегда забыть про пожары, пожирающие зачастую целые села. По указу государя Павла I открылась архитектурная школа землебитного строения, где за шесть лет Львов обучил более восьмисот присланных из разных губерний крестьян. Но после смерти Павла дело заглохло, Александра I новая технология не интересовала.
Интересовался Николай Львов и вопросами отопления и вентиляции, печами, каминами - им были даже написаны труды на эту тему. Пытался он заменить дровяное отопление на отопление каменным углем. Но эта идея, как и строительство из земли, тоже не увенчалась успехом - никто не верил, что "камень из земли" может гореть и давать тепло. Поговаривали, что он и вовсе не горит - по крайней мере, до тех пор, пока не вспыхнули 55 тысяч пудов угля, привезенные Львовом в Петербург и временно сваленные на берегу Невы. Возгорание не могли потушить несколько недель, но популярности отечественному товару инцидент отчего-то не добавил.
Им была изобретена технология «каменного картона» - папье-маше с добавлением мела или цемента, предназначенного для создания украшений, барельефов и небольших статуй.
Как человек разносторонний, он собирал народные песни, написал либретто к опере, создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны.
Но все же самой большой его любовью оставалась архитектура. Он создавал и усадьбы и церкви, разбивал парки, любил малые архитектурные формы.
Уроженец Тверской губернии, он много творил на своей родине. В усадьбах своих родственников и друзей, в самом Торжке.
Под Торжком расположено и родовое имение Львова - Никольское -Черенчицы. Усадебный дом сохранился плохо.
Но усадьба интересна совсем другим. Любитель простых и долговечных материалов,особенно в малых формах, в усадьбе он строит ледник-пирамиду, используя местный известняк.
Необычна и кузня, вписанная в основании холма - оформленная разноцветными булыжниками.
Воскресенская церковь - фамильная усыпальница Львовых, тоже оформлена заботливо подобранными по цвету и размеру камнями.
Когда-то вдоль Тверцы проходил Тверецкий бечевник - по реке тянули суда. И для удобства ручьи и овраги перекрывали валунными мостиками. Многие из них сохранились и до наших дней.
Возможно, именно они и вдохновили Львова на создание своих собственных мостов. Самый большой из них, стометровый "Чертов мост", находится в усадьбе Василево, принадлежавшей одному из Львовых. От усадьбы ничего не сохранилось, кроме этого моста.
Еще один мост находится в усадьбе Полторацких в Грузинах, где Львов занимался планировкой и оформлением парка.
В усадьбе Бакуниных в Прямухино архитектор возводит Троицкую церковь и колокольню. И что же мы здесь видим?
Но нет, здесь уже не мост, это широкий пандус из булыжников, ведущий ко входу в церковь.
На самом деле, в окрестностях Торжка большое количество мостиков, погребов из булыжников. Они и в усадьбах, и в деревнях, и при церквях. Так что, скорее всего, Львов позаимствовал идею этого строительства, доведя ее до совершенства.
В усадьбе Арапчёво, ныне не сохранившейся и принадлежавшей тоже одному из Львовых , архитектор строит Казанский храм и колокольню, называемую им просто - "Маяк христианства". И правда, на маяк очень похоже. Но вот есть одна особенность - и есть две версии. Колокольня выглядит слегка покосившейся. И первая версия - это просто от времени. Самая логичная и простая. Но вот в чем дело - накренившейся она кажется со всех сторон и в разные стороны. Может это и просто игра зрения. Но по второй версии, или даже легенде, Львов строил каждый ее уровень с небольшим отклонением от оси симметрии. И из-за этого сложно понять, наклонная она или нет, и в какую сторону. Кстати, из Арпачёва происходит Алексей Фёдорович Львов - автор музыки гимна России "Боже, Царя храни".
Еще одна усадьба, известная многим - Знаменское Раек. Над проектированием и строительством усадьбы тоже работал Николай Львов.
Английский пейзажный парк украшало множество малых архитектурных форм: павильонов, гротов, беседок, большинство из которых утрачено в послевоенные годы.
Но приезжать сюда надо не зимой, как сделали мы - гулять по снегу, да и просто что-то увидеть под ним просто нереально.
Рядом с усадьбой находится Васильева гора. Я знала, что там есть часовня, и мы поехали посмотреть и ее. Мне сразу показалось, что автор ее тоже Львов - уж больно похоже на его прочие творения. Воздушная, очень оветлая ротонда. И как оказалась, я права, часовня была построена им ориентировочно в 1792 году.
В самом Торжке обязательно надо посетить Борисоглебский мужской монастырь. Во времена Львова монастырь был в упадке, да впрочем в те времена многие монастыри просто закрывались. И вот, пользуясь расположением императрицы, он обращается к ней за помощью. И Екатерина II благоволила назначить 7750 руб. ассигнациями из казны на строительство нового монастырского собора.
На сооружение собора по Высочайшему ее Императорского Величества повелению с 1785 по 1798 гг. было ассигновано 22750 рублей ассигнациями. Всего же на построение соборного храма, с церковными и пожертвованными суммами и с вышеозначенною, употреблено было до 50 тысяч рублей ассигнациями. Построение всего собора, сооружение иконостаса и писание образов производилось под смотрением Николая Александровича Львова и новоторжского архитектора Франца Ивановича Буци.
Главное украшение Борисоглебского монастыря - трехъярусная колокольня с надвратной церковью во имя Спаса Нерукотворного образа. Предполагается, что автором проекта был Львов. А возводил ее под его руководством местный архитектор-самоучка Федор Ананьин. Высота колокольни со шпилем - более 50 метров, это самая высокая постройка Торжка.
На центральной площади Торжка стоит часовня - ротонда, с очень интересной историей.. Строил ее Львов как водоразборную станцию, попросту - колодец. Когда надобность в ней отпала, ее переделали в часовню. В начале 20-го века к ней пристроили колокольню и предел, и стала она церковью. Но советскую власть эти пристройки не пережили. Сейчас же это снова действующая часовня.
Рядом с часовней в 2004 году открыли памятник Николаю Львову.