Выбирать - очень непросто. Не знаю, то ли физическая отдаленность от Украины, то ли влияние на меня ограниченного единственным медиа - интернетом - политического дискурса моей страны, но ли некая новая планка личностной зрелости. Что бы это ни было, но что-то заставило меня очень озаботиться украинским политическим (читай - общественным) настоящим и, особенно болезненно, будущим.
Взгляд со стороны, несколько кастрированный отсутствием ежедневной коммуникации «на тему», но благодаря сему здраво упрощенный и понятный, говорит мне: нужно действовать, напористо и безотлагательно. Потому что чутье и пусть небольшой, но опыт историко-политических наблюдений намекают на приближение точки невозврата.
Длину и скорость движения на уверенном пути по уклону вниз, который Украина проходит все годы своей независимости, уже тяжело постичь ленивым взглядом. Но приняв сегодня за точку отчета и учтя все исходящие условия, гораздо легче догадаться, что нас ждет впереди, и подножье горы пусть и размыто, но уже становится видно.
Мне не удается увидеть плоскости, вселяющей оптимизм. Экономически Украина явно приближается к некому стабилизирующемуся извращенному феодальному капитализму с традиционными и новыми составляющими - крепостным правом, заретушированным под «рынок труда», купечеством, замаскированным под «рынок товаров и услуг» и наделенным соответствующим инструментарием - рекламой - в силу невозможности противостоять мировой конъюнктуре. Социально мы деградировали (или попросту остались) довольно примитивной системой, чья мнимая мультифункциональность - скорее фикция, по причине отсутствия механизмов ее обеспечения - в первую очередь, доверия - и друг к другу, и к самой системе. Культурно по Украине можно мерять степень успеха поставленных на рыночные рельсы медиа в проекте выведения массового культурного стервятника, питающего исключительно отборной падалью. В морально-ценностной плоскости Украина претендует на премии по сюрреализму, потому что сочетает в себе культ мамона (денег), в который конвертируется всё конкретное и абстрактное, животных жестокости и насилия, которые вместе умещаются под плотным, сырым и заплесневевшим ни то ревностно-христианским, ни то суеверно-языческим колпаком. Об экологической плоскости, из предыдущей традиционно вытекающей, я говорить не буду. Банально - по причине отсутствия признаков ее наличия, кроме невыразительных зародышей.
Если учесть движение по всем плоскостям только вниз (я говорю о статистически значимых движениях, которые позволю себе оценить, не замеряя и не просчитывая, на глаз), то представить себе надвигающиеся тучи мрака - несложно.
Если под мраком кому-то может представиться средневековый европейский город эпохи крестовых походов и инквизиции, что навевает мысли о фантастической невероятности подобного сценария, то попытаюсь отвести эти мысли в сторону представляющихся мне примеров - Казахстан, Узбекистан или, в лучшем случае, Россия. Хотя последняя - вариант спорный, потому что в силу иных геополитических исходных точек и возродившихся амбиций, власть там вынуждена хоть и точечно, но где-тохотя бы пытаться не допускать деградацию (здесь мне думается о инвалидизированном, но все же запущенном проекте научного "оазиса" «Сколково»).
А вот Казахстан - образец вполне подходящий. У кого-то это гордое имя вызывает желание подражать? То-то же.
Действовать напористо и безотлагательно - значит говорить и пытаться влиять, «баламутить дискурс». Но даже если на это нет или сил, или времени, или желания, нужно хотя бы не пренебрегать подаренным нам случаем правом избирать власть.
Так вот, выбирать - очень непросто. Особенно учитывая отсутствие политической жизни и ответа на такой банальный вопрос о том, КОГО - какую прослойку населения или хотя бы какие идеи - представляет та или иная партия, выбирать становится просто невыносимо сложно. Но выбирать «не выбирать» - как мне кажется, именно сейчас особо подло по отношению к собственному будущему. Вот на этом я пока и остановился. И хочется призвать к этому каждого. И даже если решение о том, в какой строчке ставить свой крестик, принять объективно невозможно, принять его субъективно и максимально рационально. Но главное - принять!