В старину плеть (кнут, пуга, махалка, ремёнка) помимо выполнения своих основных функций играла также роль одного из мужских ритуальных атрибутов, использовавшихся в пастушеской, дорожной и свадебной магии. В атрибутике женатого мужчины плеть была символом власти над домочадцами. Во время свадебного обряда молодому мужу вручали плеть: в одних вариантах её передавал отец невесты - как знак власти и обязанности её «учить», в других - она сама, раздевая мужа перед брачной ночью, находила в его сапогах золотую монету и плеть, которую протягивала ему с поклоном, чтобы муж хлестнул её по спине. В знатных и зажиточных семьях Московской Руси, где власть мужа проявлялась особенно сильно, на стене висела специальная плеть, которая была предназначена для жены и называлась «дурак».
В соответствии с наставлениями Домостроя, учить жену при помощи плеть разумно и даже полезно для её здоровья, в то время как бить кулаком по лицу и глазам безнравственно; бить же железной или деревянной палкой опасно, особенно во время беременности, так как можно повредить во чреве ребёнка или спровоцировать выкидыш. Битьё жены в этой системе мировосприятия означало неравнодушие к ней равно и к благополучию семьи: «Бьёт - значит любит». Однако муж должен был действовать разумно и придерживаться меры, наказывая жену только в целях наставления и учения: «Палка нема, а даст ума»; «За дело побить - уму разуму учить»; «Это не бьют, а ума дают»; «Бьют не ради мученья, а ради ученья (или: спасенья)»; «Тукманку дать - ума придать». Физическое воздействие считалось эффективным средством формирования социальных качеств личности («ума»), также ознакомления её с правилами жизни семейного коллектива. То же самое относилось и к наказанию детей.
Супружеское насилие, как таковое, подвергалось социальной регламентации. Оно допускалось общественным мнением в случае измены жены, когда побои могли быть весьма жестоки. Другим поводом было «нерадение» жены по хозяйству. В этом случае инициатива наказания нередко исходила от свекрови, которая жаловалась на невестку её мужу (т.е. своему сыну). Известны случаи, когда свекровь буквально заставляла сына «поучить» жену, несмотря на его нежелание это делать. В песенном фольклоре есть сюжет о том, как муж, вернувшись после отлучки (из армии, с войны), убивает жену по навету своей матери, которая оговаривает её, обвиняя в измене. Характерно, что в фольклоре гораздо чаще упоминается конфликт молодой женщины со свекровью, нежели с мужем. Так или иначе, во многих случаях именно мать (свекровь) санкционировала насилие главы семейства в отношении своей жены и детей и подтверждала правильность (законность) его применения в глазах общественного мнения и в особенности женского сообщества.
Разрешая насилие по отношению к молодой жене - новому члену домохозяйства, - традиция ограничивала его и, как правило, осуждала в отношении женщины матери: «Бей жену до детей, а детей до людей!» Если муж бил жену не ради её «учения», а по своей блажи, в пьяном состоянии, то подвергался резкому осуждению со стороны общества, приобретая репутацию «дурного», не способного отвечать за свои поступки, а следовательно, и править домом. Соседи в этом случае вмешивались в конфликт между супругами: укрывали жену с детьми, пока муж проспится; ходили разнимать; иногда выступали свидетелями, поддерживая жалобы жены в волостное правление (в советское время - в сельсовет или суд). Однако вынесение семейного насилия на суд общества подрывало репутацию семьи.
Уже в XIX веке «учение» жены при помощи плети или кулаков воспринималось как уходящий в небытиё пережиток прежних времен. «В старые годы бывало - мужья жен бивали, а ныне живёт, что жена мужа бьёт» - гласила пословица. Всё большее распространение получало убеждение, что муж должен быть мудрее и идти на уступке жене в конфликтной ситуации, потому что обида жены более разрушительна для семьи: «Лучше жена мужа обидит, чем муж жену. Муж быстрее обиду забудет». Тем не менее остаётся актуальным взгляд на насилие как мужской атрибут; традиция по-прежнему «видит» насилие со стороны мужчины, а аналогичное поведение женщины остаётся «невидимым» (о нём не говорят). Муж, подвергшийся насилию со стороны жены, не может позволить себе обратиться к общественному мнению: «Не то смешно - жена мужа бьёт, а то смешно, что муж плачет».
Переходя в статус матери семейства, женщина всё больше начинает сама использовать насилие в отношении его младших членов, сохраняя право наказывать даже взрослых сыновей. Однако на материнское насилие не распространялись правила, регулирующие проявления силы со стороны мужчины. Сила, как и её символы - плеть, палка (посох), нож и др. - остаются знаками мужского статуса.
Плеть, как и прочие символы силы, активно использовалась в мужской магии. Во время свадебного обряда колдун или дружка, исполнявший функции колдуна, сёк плетью углы дома, чтобы изгнать нечистую силу, напущенную враждебным колдуном; плеть находилась у него за поясом, а иногда он вручал её жениху, который также хранил её за поясом в качестве оберега. Плеть была одним из атрибутов пастуха, который пользовался ею, в числе прочего, и для подачи звуковых сигналов. Предметом гордости пастуха являлось умение с помощью плети, сплетённой из ремешков кожи и конского волоса, производить оглушительные хлопки, которыми он утром будил хозяек, чтобы те гнали коров в стадо; вечером извещал о возвращении коров в деревню; на пастбище подавал сигнал коровам разойтись, созывал их к себе или гнал по дороге. Пошехонские пастухи, чтобы коровы не расходились в лесу, утром обходили место выгона, волоча за собою плеть, смазанную медвежьим жиром. Запах держался два три дня, и коровы боялись переходить невидимую границу. После этого пастухи повторяли процедуру или перегоняли стадо в другое место.
Некоторые пастухи брали на плеть и магический обход, то есть тайную силу, с помощью которой, как он верил, мог относительно благополучно и без больших потерь всё лето пасти скот. Для этого совершали специальный обряд: читали над плетью наговор, прикрепляли к ней кусочек воска с закатанными в нём шерстинками от всех животных стада. В целом обряды «взятия обхода» на плеть повторяли аналогичные обряды с посохом. В вятских деревнях, выгоняя скот на пастбище, пастух хлопал плетью на четыре стороны света; во время первого выгона после зимовки скотину перегоняли через плеть, положенную в воротах. В пастушьей обрядности плеть сохраняла своё значение как символ силы и власти, актуальное в семейном обиходе. В некоторых случаях отношения между пастухом и стадом строились по образцу семейных отношений: например, в селе Пинаевы Горки Старорусского района Новгородской области пастух, созывая коров, кричал: «Дочки, дочки!» - хлопая при этом кнутом.