Навозница - помочь по вывозке навоза, отличавшаяся заметным своеобразием и массовостью. Вывозили навоз обычно в июне на оставленное под пар поле. Одно из наиболее подробных описаний этого вида помочей относится к Псковской губернии и сделано в 1879 году. Речь идёт о деревне Борок Березовской волости Порховского уезда и некоторых других прилежащих к ней селениях, заселённых бывшими крепостными крестьянами, состоявшими на выкупе с 1864 года (так называемые временнообязанные). «Вывозка навоза производится часто толокой (толока), которая состоит в том, что все или часть однообщественников соглашаются вывозить «позем» (навоз) сообща,- писал Н. Зиновьев, отвечая на запрос Вольного экономического общества. - Сначала все однообщественники собираются у одного хозяина и вывозят его навоз, затем переходят к следующему и т.д.». Это тот же тип помочей, что и при обработке льна: целая система последовательно, в определённой очерёдности совершаемых толок, охватывающих всю общину или значительную часть её по одному и тому же виду работ.
На толоку по вывозке навоза собирались на Псковщине с жёнами и детьми; детвора допускалась уже с 6-7 лет. Каждый хозяин являлся со своей лошадью и специальной одноконной телегой, представлявшей собой неглубокий ящик на двух колёсах. Мужчины группами в 5-6 человек грузили большие пласты, сообща поднимая их двузубыми вилами; дети-«повозники», сидя верхом на лошади, доставляли груз в поле; там женщины вилами сваливали навоз с телег небольшими порциями, равномерно распределяя по участку.
«В полдень оживлённая работа прерывается, все собираются в избу к тому хозяину, чей в данное время возят навоз, и приступают к угощению, которое выставлено хозяином». Подавали пироги, блины, щи с говядиной или снетками и квас. Затем следовал часовой отдых, и снова принимались за работу, пока не заканчивали. В описании отмечается приподнятое настроение помочан - смех, шутки, остроты. «Хотя толокою производится работа тяжёлая и не особенно приятная, но между тем толока - чистый праздник для всех участников, в особенности для ребят и молодёжи».
В Вельском уезде Смоленской губернии навоз вывозили всегда толокой, охватывавшей всю деревню, то есть поочередными помочами. Последний воз назывался «поскрёбышем», а возница его «телепою» (телепнем). В адрес этого возницы участники помочи отпускали солёные шутки; телепа должен был «украсть» во время обеда кашу, которая непременно варилась на каждой толоке. Толпа ребятишек бросалась ловить телепня - вора; убегая, он старался попасть в хлев, из которого вывозили навоз на данной толоке. «Там при общем смехе вся толпа наперерыв подхватывает кашу, а горшок разбивают».
Праздничная обстановка подчёркивалась тем, что лошадей «убирали в самую лучшую сбрую» и надевали на них ошейники с бубенцами. Парни и девушки, правившие лошадьми, устраивали состязания в скорости, когда возвращались с поля порожняком. «Так что это время,- по замечанию наблюдателя, - напоминает масленицу». Помочи по удобрению полей в некоторых местах имели своё название - «назьмы». Об увеселениях помочан при вывозке навоза говорили - «в назьми играть».
Во многих волостях Московской губернии помочи по вывозке навоза на поля («навозница») выливались в своего рода женский праздник. Одни и те же помочанки для участия в этой помочи объезжали на своих лошадях родственниц в разных деревнях. Работа сопровождалась песнями и плясками и заканчивалась обильным угощением. Особое значение придавалось последнему возу: «На воз садятся поверх навоза бабы, одетые мужиками, с усами, подрисованными углём, или физиономией, измазанной сажей; лошадь укрывают лоскутками, пучочками соломы; едут с песнями, с гармошкой».
Сходной была обстановка при перевозке помочью брёвен на строительство дома. Участвовала в этом нередко вся община или даже несколько сельских общин. Являлись помочане со своими собственными лошадьми, верёвками, топорами. В лес ехали мужчины, а из женщин только те, кто замещал брата или отца. Тянулась длинная вереница - в двадцать, тридцать, а то и более лошадей с дровнями. Сообща рубили лес и грузили на дровни. В 2-4 заезда «на деревенской улице воздвигались целые горы брёвен, привезённых помочью». После этого хозяин угощал помочан.