Гвоздика (2С1) - советская 122-мм полковая самоходная гаубица, предназначенная для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, а также для разрушения дзотов, обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях. «Гвоздика» широко использовалась в Афганистане и «горячих точках» за рубежами СССР. По общему мнению специалистов, «Гвоздика» - весьма удачная самоходная установка, которая благодаря круговому сектору обстрела может вести огонь в любом направлении без ограничений. Броня надёжно защищает расчёт от пуль и осколков, хотя от крупнокалиберных пуль и гранатомётов не спасает. Начало разработки 122-мм самоходной гаубицы было положено Постановлением Совета Министров СССР № 609-201 от 4 июля 1967 года. Предварительные исследования, проведённые ВНИИ-100, показали, что оптимальным вариантом такой самоходной установки будет 122-мм гаубица Д-30, смонтированная во вращающейся башне на шасси плавающего тягача-транспортёра МТ-ЛБ. Разработчика этого тягача - Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе - назначили головной организацией по разработке машины.
Опытные образцы новой самоходной гаубицы поступили на полигонные испытания в августе 1967 года. На вооружение Советской армии самоходная гаубица была принята 14 сентября 1970 г. Ей присвоены название «Гвоздика» и индекс ГРАУ 2С1. Серийное производство осуществлялось с 1972 г.
Самоходные гаубицы 2С1 поступали на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии и армий стран-членов Варшавского договора, а также экспортировались в Алжир, Анголу, Ирак, Ливию, Сирию, Югославию и некоторые другие страны.
Самоходная гаубица разработана по традиционной для современной самоходной артиллерии компоновочной схеме с передним расположением отделения управления и моторно-трансмиссионного отделения. Боевое отделение находится в средней и кормовой частях корпуса, здесь же установлена бронированная башня с артиллерийским вооружением. Экипаж самоходной гаубицы состоит из четырёх человек. Механик-водитель расположен в отделении управления (у левого борта машины), а командир, наводчик и заряжающий находятся в башне.
Корпус и башня самоходной гаубицы имеют сварную конструкцию и выполнены из листов катаной броневой стали. Броня обеспечивает защиту от пуль ручного стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
Самоходная установка вооружена нарезной 122-мм гаубицей Д-32 (2А31), представляющей собой модификацию качающейся части буксируемой 122-мм гаубицы Д-30. Ствол орудия имеет трубу-моноблок, казённик, эжектор и двухкамерный дульный тормоз. Затвор клиновой, вертикально перемещающийся с полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства гидропневматические. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казённике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа.
За счёт кругового вращения башни обеспечивается угол горизонтального обстрела 360°, в вертикальной плоскости орудие может наводиться на цель в диапазоне углов от -3° до +70°. Для снижения утомляемости расчёта при стрельбе в башне смонтирован электромеханический механизм досылания. Он обеспечивает раздельное досылание снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после их укладки на лоток досылателя. При стрельбе прямой наводкой скорострельность составляет 4-5 выстрелов в минуту, а при стрельбе с закрытых позиций она колеблется от 1,5-2 в минуту (при использовании выстрелов из боеукладок) до 4-5 выстрелов (при подаче выстрелов с грунта без перекомплектации зарядов).
Для стрельбы из орудия могут быть использованы все боеприпасы, входящие в боекомплект буксируемой гаубицы Д-30: выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочными, осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовыми, осветительными и агитационными снарядами, а также снарядами со стреловидными убойными элементами.
Возимый боекомплект самоходной гаубицы состоит из 40 выстрелов (35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов). Выстрелы размещаются в немеханизированных боеукладках в башне и в кормовой части корпуса установки. Стреляные гильзы выбрасываются через люк в правой стенке башни, максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 15 200 метров.
Для управления стрельбой как с закрытых позиций, так и прямой наводкой используется перископический прицел ПГ-2 (10П40). Вращающаяся командирская башенка, смонтированная на крыше башни, оборудована призматическими приборами наблюдения.
Самоходная гаубица 2С1 разработана на гусеничном шасси САЦ2С1, представляющем собой модифицированное шасси бронированного транспортёра-тягача МТ-ЛБ. В моторно-трансмиссионном отделении установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Трансмиссия механическая, коробка передач шестискоростная.
В ходовой части с каждого борта имеется по семь обрезиненных пустотелых катков, изготовленных из высокопрочного алюминиевого сплава. Подвеска опорных катков торсионная, в узлах под вески первого и последнего опорных катков с каждого борта имеются гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница стальная.
При движении по шоссе самоходная гаубица развивает максимальную скорость 60 км/ч. Её проходимость на пересеченной местности примерно соответствует проходимости МТ-ЛБ. Она преодолевает подъёмы крутизной до 35°, вертикальные стенки высотой до 0,61 м и рвы шириной 2,41 м. Водные преграды самоходная гаубица форсирует вплавь (размещённый в башне и корпусе боекомплект предписывается предварительно уменьшить до 30 выстрелов). Движение на плаву со скоростью до 4,5 км/ч осуществляется за счёт перемотки гусениц.
Самоходная гаубица 2С1 является авиатранспортабельной. Она может перевозиться в грузовых кабинах средних военно-транспортных самолётов (Ан-12, Ил-76, С-130).
В состав оборудования самоходной гаубицы входят аппаратура внутренней телефонной связи, радиостанция и средства пожаротушения. Один из трёх приборов наблюдения, которыми пользуется механик-водитель, может быть заменён прибором ночного видения.