Т-18 (МС-1) - советский лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов. Создан в 1925-1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х - начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26.
До середины 20-х годов танковой промышленности как таковой в Советском Союзе практически не было, а на вооружении единственного танкового полка Красной Армии состояли в основном трофейные машины, оставшиеся ещё со времён гражданской войны. Такое положение вещей не соответствовало духу времени и создавало угрозу обороноспособности государства, поэтому для исправления ситуации и координации работ по созданию новой бронетехники в 1924 году в системе Главного управления военной промышленности было создано специализированное Танковое бюро. В сентябре 1926 года командованием РККА были сформулированы основные требования к новым танкам сопровождения пехоты, призванным заменить устаревшие танки «Русский Рено» и трофейные FT-17. Работы по их проектированию развернулись на базе тракторной мастерской ленинградского завода «Большевик». Именно здесь был создан первый опытный образец - танк Т-16. В мае 1927 года он был отправлен на испытания, завершившиеся к 15 июня, после чего комиссия под руководством начальника снабжения РККА П.Е. Дыбенко рекомендовала внести в конструкцию танка некоторые изменения, касающиеся в основном систем двигателя, габаритов и ходовой части машины. Работы по устранению недостатков в конструкции были закончены в ноябре 1927 года, а усовершенствованный танк получил обозначение Т-18. Но не дожидаясь завершения конструкторских работ, лишь по результатам испытаний опытного образца, Реввоенсовет СССР 6 июля принял танк на вооружение, присвоив ему, исходя из его боевого предназначения - сопровождать в бою стрелковые подразделения, обозначение МС-1 («малый сопровождения - первый»). Он стал первым отечественным танком, запущенным в крупносерийное производство на ленинградском заводе «Большевик» в конце 1928 года. 7 ноября 1929 года первые 30 танков МС-1, построенные на средства Осоавиахима, приняли участие в военном параде на Красной площади.
Танк МС-1 представлял собой дальнейшее развитие идей, заложенных в танке типа М, первый образец которого под названием «Борец за свободу товарищ Ленин» был изготовлен на Сормовском заводе в 1920 году. Стоит отметить прогрессивность компоновки машины. Специально созданный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения имел общий картер с коробкой передач, что делало его достаточно компактным, и устанавливался поперёк корпуса танка. Такое решение было использовано вновь лишь через 17 лет. Для увеличения профильной проходимости при преодолении траншей, рвов и эскарпов танк имел в кормовой части удлинитель в виде съёмного кронштейна.
Но в целом МС-1 получился ненадёжным, маломощным, слабо вооруженным и бронированным. Осенью 1929 года десять машин приняли участие в военном конфликте на КВЖД. В ходе операции семь из них вышли из строя по техническим причинам, поэтому неудивительно, что уже в конце года МС-1 подвергся модернизации. Вместо спаренных пулемётов Федорова был установлен танковый пулемёт Дегтярева, несколько изменилась конструкция лобовой части корпуса. В 1930 году была переделана башня (введена ниша в её кормовой части), повышена до 40 л.с. мощность двигателя и усовершенствована ходовая часть. Новые модификации получили обозначение МС-2 и МС-3. В 1931 году после выпуска 950 машин производство МС-1 было прекращено. Для повышения огневой мощи танка уже в 1938 году на него установили 45-мм орудие; перевооружённые машины получили обозначение Т-18М. На этом возможности модернизации танка были исчерпаны.
Интересно, что, начав свой путь в войсках с боевых действий, танк и закончил его в бою. В самом начале Великой Отечественной войны танк «ветеран» использовался в качестве неподвижных огневых точек, для чего его вооружение было модернизировано. Орудия снимались, а вместо одного устанавливались два пулемёта ДТ. Огнём из капониров такие машины отражали атаки вермахта на западных границах, а также использовались в укреплённых районах на Дальнем Востоке. Более того, по причине острого дефицита боевой техники Т-18 эпизодически появлялись в боях вплоть до зимы 1941-1942 годов, когда 9 танков МС-1 в составе 150-й танковой бригады приняли участие в битве за Москву.