Бандурка - 5-струнный инструмент с корпусом восьмеркообразной (гитарной) формы, плоскими деками и широкой шейкой, заканчивающейся головкой в виде прямоугольника или завитка. На шейке навязывается 4 подвижных лада. Струны жильные, разного сечения, вверху крепятся к вертикальным вращающимся колкам, внизу - к фронтальному струнодержателю гитарного типа. Основное назначение бандурки в музыкальном быту - сопровождение танцев, а главным образом - аккомпанирование балалайке.
Во время игры на бандурке пальцами правой руки бряцают одновременно по всем струнам, а указательным, средним, безымянным, иногда мизинцем левой - прижимают к грифу первую, вторую и третью струну; две басовые - четвертая и пятая - струны звучат открытыми в виде неизменного квинтового бурдона.
Бандурка - самый молодой и самый недолговечный русский народный музыкальный инструмент, к тому же бытовавший на строго ограниченной территории России - в Приуралье (в Пермской, а также Тобольской, Оренбургской и частично Екатеринбургской губ.). Ни один из авторов не только XVIII, но и 1-й половины XIX века, в той или иной мере касавшихся народной музыки, совершенно ничего о нём не говорят и даже не упоминают его названия. Таким образом, появление бандурки едва ли можно предположить ранее 30-40-х годов прошлого столетия. Это подтверждается самой конструкцией инструмента, чрезвычайно сходного с гитарой. Общность между бандуркой и гитарой видна в форме корпуса, устройстве верхней и нижней дек, способе нижнего крепления струн и даже очертаниях резонаторного отверстия. Лишь ширина обечаек у бандурки значительно меньшая, поскольку она в целом гораздо меньше гитары. Примечательна общность настройки бандурки и 7-струнной гитары, имеющей соль-мажорный квартотерцовый строй. Если учесть, что бандурка имеет только 5 струн (у неё отсутствуют звуки h и d которые издают 5-я и 7-я струны гитары), то при сопоставлении видна полная аналогия.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что бандурка представляет собой как бы русский народный вариант гитары. Время её создания, очевидно, относится примерно к 30-40-м годам XIX века - периоду широкого распространения 7-струнной гитары в России,- а местом изобретения следует считать одну из приуральских губерний (скорее всего Пермскую), где она была наиболее популярна.
О возникновении бандурки под воздействием гитары говорил и Н.И. Привалов, первым обративший внимание на этот инструмент. По его мнению, название бандурка возникло от южнорусской бандуры (как уменьшительная форма), скорее всего среди малороссов, работавших на уральских заводах. Догадка Привалова не лишена известного основания, если учесть, что и южнорусская бандура иногда называется бандуркой.
Предполагается, что к началу XX века бандурка уже почти полностью вышла из употребления. Короткий, менее чем столетний период жизни этого инструмента, ограниченность территории бытования его, малозаметная роль в русской народной музыке - всё это явилось причиной того, что бандурка не нашла никакого отражения в русском фольклоре.