Благодаря Ане
eve545 узнала о статьях Нины Дмитриевой, автора известной "Краткой истории искусства". Привожу некоторые цитаты из ее статьи "К проблеме интерпретации". И вообще рекомендую этого автора для расширения границ понимания искусства и такого феномена как "творчество".
"Мы подчас не отдаем себе отчета, как сильно влияют на наше восприятие все предварительные знания о произведении и его прежних оценках, начиная со знания имени художника, знаменитого или не очень (по-иному смотрелось бы полотно, подписание Тицианом, если бы под ним была подпись "Неизвестный мастер венецианской школы").
Односторонность, дидактика, претензия на безусловное и окончательное решение "конфликта" ставят заслон вечно ищущему сознанию, закрывают бесконечную смысловую перспективу - жизнь таких произведений недолга. Та смысловая многоплановость, которую мы находим в великих художественных произведениях, - означает и многоплановость эмоциональную - не одно какое-нибудь чувство, а сложный их спектр, включающий и чувства контрастные. Их совмещение, наложение способно потрясти душу сильнее и плодотворнее, чем однородная эмоциональная окраска.
Эффект искусства побуждает присматривать жизненные явления в глубину, в их действительной сложности. Не довольствуясь возвышающим обманом - искать истину. Великое искусство формирует жизненный материал с наибольшей энергией сжатия и одновременно с наименьшим его упрощением.
Эстетически совершенная форма родственна структурам и ритмам природы, ее коренным формообразующим принципам, действующим и в большом, и в малом. Прекрасная художественная форма обладает в себе законченной гармонической структурой , представляя аналог той тенденции, которая присуща самоутверждающейся жизни и противодействует тенденции к распаду, к возвращению в лоно хаоса. Такая форма работает на жизнь независимо от того, изображает ли ее светлые или темные стороны.
Художников, по их собственным признаниям, посещают "сны наяву". Образ предстает перед ними в какой-то момент своей целостности, зримо и слышимо, опережая сочинение, то есть разработку. Они не сочинены, а явлены... Они представляются сами по себе сущими, как бы имеющими самостоятельное бытие. Собственная заслуга художника не в изобретении, а в сверхвосприимчивости, сверхчуткости.
Индивидуальное творчество... Тем более велико и значительно, чем больше художник способен подняться над своей эмпирической личностью, всячески ограниченной и условиями существования, и краткостью жизни, и несовершенством своей природы.
Личный мир Пушкина, известный по письмам, документам и воспоминаниям... лишь частично соотносится с грандиозным, чуть ли не вселенским миром его поэзии.
Характер и образ жизни у каждого [художника] свой... Общая у них лишь способность "видеть и слышать", таинственная интуиция, позволяющая в искусстве выходить за пределы своего "я". Быть не своим собственным глашатаем, но глаголом "универсума". Великий поэт неподвластен своим страстям, они для него такой же предмет творческого созерцания, как мир чувств Онегина, Татьяны, скупого рыцаря, Сальери.
Вот то общее, что можно почувствовать в бессмертных произведениях всех времен. Сверхличностные - они многозвучны - их создатели, отрешаясь от личных пристрастий и предубеждений, вслушиваются в звучания "мирового оркестра"."