Картину «Ирисы» (1889 г.) Ван Гог назвал «громоотводом для своей болезни». Все потому, что создал он ее 1889 году (за год до смерти), находясь в больнице для душевнобольных лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. Художник страдал от нервной болезни и усиленно занимался живописью, надеясь с ее помощью сдержать недуг. Ирисы, как известно из французского фольклора, означают пробуждение природы и воскресение всего мертвого, ведь Ван Гог замечал, что, когда он пишет, болезнь затихает.
Неизвестно повлиял ли так на творческую манеру Ван Гога недуг или нечто иное, но картина получилась совершенно не похожей на все то, что писал художник до нее. В полотне отсутствует напряженность и тревожность, нет густых красок и теплых оливково-горчичных оттенков. Винсент Ван Гог был убежден, что «Долг художника - отражать богатство и величие природы. Мы все нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным, бедным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный».
В случае с «Ирисами» художник наделяет природу невероятной силой и энергией. То, что чувствовал художник, он пытался донести до людей с помощью изображения на полотне, тонко чувствуя взаимосвязь всех элементов природы. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, появлении детально прорисованных областей, широких плоскостей, залитых сплошным цветом не соответствующим реальности.
В целом, картина полна мягкости, воздушности, она выполнена нежными пастельными тонами. Полотно имеет необычный ракурс. Цветы заполняют практически все пространство картины. Считается, что «Ирисы» - это не статичная замершая картина, а полотно, которое имеет своеобразное, ван-гоговское движение, построенное таким образом, что смотреть на него нужно ровно по диагонали - слева наверх. Художник выбрал очень низкую точку зрения - как будто он рисовал, сидя на земле. Все пространство картины укрыто ирисами, только желтовато-зеленая трава дает легкий намек на то, что у лужайки есть продолжение.
Первым владельцем полотна был французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году это же полотно на аукционе Сотбис уже оценили в почти 54 миллиона долларов, что сделало «Ирисы» стали самой дорогой картиной. Установленный рекорд продержался на протяжении двух с половиной лет. Картина была продана Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку и в 1990-м году «Ирисы» были перепроданы музею Гетти в Лос-Анджелесе.