Jul 21, 2012 02:40
Толком не знаю историю театра, тем более Большого театра. Но приблизительно представляю себе, что когда на Руси театр появился как таковой, он был чем-то вроде лицедейства. Развлечением для феодалов. Вкусы у феодалов были не особо воспитаны. На представления приходили из подражания Европе, европейской куртуазности-карнавальности. Театр стоял где-то в ряду ассамблей, масленицы с шутами, фейерверков, народных гуляний (вернее, гуляний для знати, которой потом подражал и остальной народ)... Знать училась гулять на европейский манир, т.е. с "ля-мурами", дамами в декольте и виршами... И театр тогда был не искуссством, а какрнавально-куртуазной площадкой для подражания европейскму образу жизни.
Только потом, когда различные помещики начали заводить себе свои театры, медленно стало выклевываться искусство, редкими вспышками "Жемчуговых".
Как трудно выклевывались эти таланты: композиторы вроде Глинки (не подражающие кому-то, а настоящие! Для большого искусства и смысл нужен большой), балерины вроде Истоминой... Голоса, постановщики, режиссеры...
Как много потребовалось времени, сил, талантов, пока опера и балет превратились в то, что называется имперской роскошью. Это очень дорогостоящее искусство, в том смысле, что требует огромной капитализации. Очень долго и трудоемко и дорого воспитать-взрастить музыканта, танцора, композитора...
Для справки: Все знают, что ВО (не просто диплом, а реальное ВО) - это серьезный капитал. Его возможно получить за 5 лет. Но только в условиях ВУЗа. Самообразованием тут не отделаешься. Надо жить и пахать в условиях научной ШКОЛЫ, которая складывается не одно поколение. Так вот ВО по любой почти специальности требует 5 лет. При этом студент может где-то подрабатывать, на что-то отвлекаться, отдыхать на каникулах... А что бы стать артистом хора-балета-оркестра требуется как min 16 лет специального (т.е. именно по специльности) образования. Из которых последние 9 - в условиях художественной ШКОЛЫ. При этом никаких отвлечений, подработок в другой области и каникул. Стиль жизни олимпийский: один день не позанимался - потерял форму, которую надо восстанавливать неделю. Неделю пропустил - откатился на месяц назад. Месяц пропустил - потребуется год на восстановление. Далеко не все выдерживают такой олимпийский режим.
Вот и представьте себе, какова должна быть капитализация что бы воспитать, взрастить оркестр музыкантов? А хор? А балетную труппу? И все это надо содержать! Десятилетиями. Поколениями. Без которых капитализация невозможна. Плюс костюмы, художники, сценография-бутафория... заллы с аккустикой, драгоценные инструменты. Оперу и балет могут позволить себе только очень богатые государства. Для князька-феодала-помещика было большим шиком содержать свой крепостной оркестр или хор. А уж театр!!! Но некоторые содержали. Богатые были помещики на Руси.
И только к ХIХ, ко времени Петипа русские опера и балет превратились в визитную карточку великой империи. Не может империя быть великой, если у нее нет театра и балета!!! Как не может настоящий лорд не демонстрировать утонченных манер и настоящего вкуса.
А уж как расцвел балет и опера к серебряному веку!!! Русские сезоны в Париже были реальной демонстрацией великой, величайшей державы. Шаляпин (и плевать он хотел, и плевал на итальянскую оперную мафию: голос, талант, имя, великая держава с ее великой оперой могли ему это позволить), Скрябин, Бакст, Павлова, Дягилев и пр... В общем, это та самая надстройка, которая бывает только большом, капитально выстроенном здании...
А во времена сталинской империи опера и балет играли и вовсе стратегическую роль. И далеко не бессознательно. Финансировались, поддерживались, контролироваль великой державой (во главе с партией и правительством). Идеология тоже вещь очень, очень дорогая... И "имперская" опера и балет сталинского времени уже очень далеки от того, что было в XVIII в. Тут уже не просто искусство (хоть и великое), тут уже идеология с политикой. Заграницу покоряют Уланова-Плисецкая, музыку пищут Щедрин-Шоставкович... А исполняют Шостаковича-Щедрина кто-то типа Ойстраха. И таких ойстрахов в яме сидит сотня. И этой сотней кто-то же дерижирует! И на это все ходит смотреть вождь времен и народов со свитой. Не знаю, какие музыкальные пристрастия были у вождя, но знаю, что он очень хорошо понимал значение оперы и балета в мировой политике. Кто бы из сегодняшних полит. лидеров это понимал!
Вот так вот: ко времени 7 симфонии Шостаковича Большой театр - это уже что-то вроде ВПК и мозгов нации... не меньше.
Все это время (возможно, за исключением советского) театр оставался борделем для знати. Ну не прилично же в конце концов княжеским фамилиям ездить в публичный дом? И даже иметь любовниц - не комильфо для носителей самодержавия... А вот покровительствовать великому искусству - в лице прекрасных его представительниц - вполне комильфо... Вот и ездили великие князья в театр на великое искусство посмотреть, и прекрасных дам проведать. И чего только не видела больша сцена! И протеже, и любовниц, и с хореографическими данными, и без... И с влиянием личных дел на художественный процесс, и без влияния... Но опера-балет, те - имперские, двигались не личными делами, а закономерностями растущего и расцветающего искусства.
Так вот, я хочу сказать, что если возможен рост чего-то, то возможна и деградация. Если театр как-то поднимался, расцветал, эволюционазировал (постепенно, в ходе долгого процесса изменчивости и отбора чешуя превращалась в перья, жабры - в легкие, плавники - в крылья, и пр.), то так же он может и деградировать. Т.е. перья одно за другим могут осыпаться, горячая кровь превратиться в рыбью, дышать тогда уже придется жабрами... и вообще с простора и воздуха захочется нырнуть куда-то под воду... а там придется скользить, в плотной и мутной среде-то!.. крыльями не помашешь! Я хочу сказать, что когда некий организм начинает управляться не тем, что этому организму свойственно и положено, а "страстями", какими-то нижними этажами, которые есть у всех... то этот организм мутирует-деградирует на несколько (или много) своих же ступеней эволюции назад. Сначала у Большого театра исчезает идеология (как последнее приобретение). Искусство еще живет, но уже никому в театре не бывает "обиднго за державу". Потом и искусство уходит. Остается вполне сносное мастерство. Как в XIX в: не было кино и телевидения, ночных клубов и "публичных отношений", а для досуга и публичности существовал театр. На сцене кто-то что-то пел, какие-то более менее модные артисты удивительно прыгали или крутили фуэте, а господа демонстрировали наряды, предавали записки, высматривали женихов-невест. Так примерно и сейчас мы садимся к телевизору, что бы отдохнуть от работы, и полюбопытствовать, что там за новости в мире звезд. Так искусство и катарсис уходят из театра, а остается досуг не фоне вполне смотрибельного шоу. А театральная жизнь заполняется тем, что в Большой начинают ездить олигархи (какое продвижение!), публичность интриг приобретает масштаб чуть ли не политический. Никто уже не ищет катарсиса, а все интересуются подробностями личной жизни... А там такие бурные события... И как-то незаметно, как-то само собой (и публика не ужасается, не бурлит, не кипит: "Куда дели Большой?" "Где наш ВПК?" Все бурлят и кипят на тему: "Кто с кем спит") уже не только искусства-идеологии, а даже и мастерства-то нет, а такая откровенная халтура! Что еще 10 лет назад и в страшном сне не приснилась бы.
Конечно, и голоса, и таланты, все это есть. И кто-то даже вырывается на какие-то площадки, (как правило, зарубежные)... Но нет системы. Нет этого организма олимпийского отбора, взращивания, выпестовывания артистов, нет нормальной музыкальной театральной жизни... Нет КАПИТАЛИЗАЦИИ. И это чудовищный по своим масштабам и значению провал на какой-то международной арене искусства.
И если для роста и эволюции нужно много вложений, много "энергии" какой-то специфической, чьего-то таланта, преданности искусству, бескомпромиссности и всего прочего из мира морали и высоких ценностей. То при деградации наоборот, распадаясь, организм выделяет много энергии, которой и питается управленец человеческими страстями. Это он, в бурлении страстей (которые растравляет и умело направляет) в бурлении страстей, а вовсе не в производственном (художественном) процессе, восходит, как утренняя звезда...
И я глубоко сомневаюсь, что этим "распадом" управляет Волочкова. Это просто обычная женщина, которых в театральной жизни всегда было множество. С определенным набором данных хореоргафических, сценических, артистических. С определенной подготовкой... Ничего здесь необыкновенного нет. Протеже? И этом можно удивить Большой театр? Что кто-то кому-то протеже? Личная жизнь? И этим можно удивить артистов, у которых по 5 браков только регистрированных, и бурных романов и направо и налево, и традиционных и не... У нас президент с моста прыгает и оркестром дерижирует и это никого не удивляет. А личная жизнь обычной балерны кого-то удивляет! Нет, конечно. Смысл тут не в личной жизни Волочковой. В личной-публичной жизни Волочковой бессмыслица. А смысл надо бы искить в том, что театральная жизнь оперы и балета деградирует. Размывается-распадается их идеологическое влияние. Большой перестает быть визитной карточкой державы. Он декапитализируется. И я не удивлюсь, если обнаружится, что проект "Волочкова" - это идеологическая диверся каких-нибудь спецслужб какой-нибудь Британии (что-то вроде скандала 2005 с английскими шпионами). Я не разбираюсь в политике-шпионаже-диверсиях... Но обсуждать события Большого театра логичнее, адекватнее в этой плоскости. А не в плоскости "с кем спит Волочкова". Это вообще несерьезно.
Кстати, первой ее ступенью в этой "карьере на страстях" была какая-то поддержка по-левому, т.е. что-то вроде какого-то нелогичного, какого-то личного протеже, какого-то английского деятеля. В общем, я не удивилась бы если бы весь бред вокруг Волочковой оказался идеологической диверсией спецслужб "золотого миллиарда".
Так вот смысл всего процесса вокруг "Волочковой" - это вовсе не скандальные подробности кто и за какие услуги ее продвигает. Смысл - это деградация Большого театра из состояния ВПК, "мозгов нации", идеологического оружия, культурного влияния в мире, визитной карточки великой державы всего того, что "в области балета мы впереди планеты всей"... смысл всего процесса - это деградация Большого (великого! имперского!) театра ХХ в. в то состояние, в котором он был в XVIII в.: лицедейство + подражание Европам (Америкам) + бордель для знати.
Великая империя имеет великий театр, а что-то отстало-феодальное имеет бордельчик с водевильчиками... ну и естественно со скандальчиками. И никакого исусства, тем более идеологии! Вернее так: великая держава имеет великое искусство, которое движется и рулится великими идеями и ценностями. Великие учреждения культуры имеют великий бренд. В них тоже живут и работают живые люди. Они тоже скандалят. Но рулится это дело великими идеями и ценностями, а скандалы его сопровождают, как издержки производства.
Отстало-феодальные "уделы" с собирательной экономикой и общинно-племенным сознанием немыслимы без скандалов и интриг. Здесь тоже живые люди. Они живут, но не работают, тем более не работают в высокоразвитой экономике... с ее высокотехнологичными надстройками и великими идеями... Нет этого. Есть нижний этаж, который есть у всех человеческих сообществ. И у диких племен тоже. Только в развитых сообществах есть кроме первых этажей надстройки, а в диких - только первые этажи. Так вот отстало-феодальные уделы рулятся именно скандалами, интригами, личными пристрастиями (не профессиональными и технологическими требованиями, а личными отношениями, и всем, что из них вытекает).
И центр скандалов в Большом театре - вовсе не Волочкова. Это обычная женщина, каких Большой театр (да и любой театр) за свою историю видывал перевидывал. Центр - даже не культурное учреждение с мировым брендом. Центр этих скандалов - русские политические лидеры, те самые олигархи, претендующие на лидерство, те, вроде как решающие лица, которые так активно закрутились вокруг Большого в его интригах. Это не Волочкова разводит "олигархов" на $ и продвигается в искусстве через sex, как мне настойчиво (хоть и криво) пытаются втулить (активно сплетничают, пускают слухи, дразнят скандалами...) Это серьезные, очень серьезные дяди и тети золотого миллиарда (в том смысле, что на пару-тройку порядков глобализированнее и капитализированнее наших "серьезных дядей"- олигархов) разводят наших потенциальных лидеров на Волочкову. И те, кто реально мог бы хоть что-то делать для своего лидерского имиджа, на который они претендуют, сами же активно его разрушают.
Почитала, как лидеры советского времени выпускали на своих политических соперников Майю Плисецкую. Нда. Приезжает эдак какой-нибудь мериканский посол в Москву для демонстрации силы, как тогда принято было. И давит на мозги своим полит "собеседникам" во время переговоров: про техническое опережение, атомные бомбы, НАТО... и пр... Советские лидеры отдавливают, чем могут... А вечером приглашают дорогого гостя в театр, оперу послушать или балет посмотреть. Я уже молчу про архитектуру, интерьер, я уже не говорю про сотню ойстрахов в яме и Петра Ильича с Прокофьевым и Вагановой, я про многое молчу... В общем, "Плисецкая прилетала, крылышками помахала..." Нда, балерин советские лидеры держали как контрольный выстрел для дипломатических боев в холодной войне. Это Майя Михайловна в эпизоде с Джавахалалом Неру очень точно описала в своей книге "Я - Майя Плисецкая". И для такого содержания таких "контрольных" в Большом театре все имелось. И таланты, собранные со всей страны, и педагоги для талантов, и руководители художественным процессом, и музыка уже написанная и еще создаваемая гениями разных эпох и пр... Может там все было идеологизировано, железный занавес, репрессии, нищета, КГБ и пр., но по крайней мере советские лидеры очень хорошо понимали огромные возможности оперы и балета. Колоссальные возможности Великого искусства великой державы. И политически грамотно с ним, с искусством, обращались.
Оно, может и не без sex. Роняющий челюсть господин посол, видя чудо умирающего лебедя, хоть и памятовал свои посольские обязанности, а все же не мог отказаться от того, что бы не посмотреть на него поближе. И приглашает Плисецкую на дипломатический раут. (А политики звонят Майе Михайловне: "не советуем", или наоборот: "весьма настоятельно ожидаем в лучшей форме!"). И это чудо не только плечом ведет гениально, как ей и положено по долгу службы, но еще ей есть что сказать... (в сов. школе училась!) А sex? А вот и весь sex: крыльями на сцене, плечом на раутах. Ну и пару реплик. И все - "клиент (вернее посол) дошел до кондиции".
Я представляю, как вся мощь Чайковского-Вагановой-Ойстрахов-Жилярди и 5-го поколения Мессереров концентрируется в юной и прекрасной леди, гениально машушей крыльями. И как эту леди "спускают" на господина посла в политических интересах великой державы... Сцена с Джавахалалом Неру именно об этом.
Вот так обращались с балетом советские лидеры.
Для человека, далекого от большой политики и большой сцены это может звучать цинично: "приглашают посмотреть на "прекрасное", насладиться искусством, катарсис, понимаешь пережить, а сами, подлецы, нижними этажами манипулируют". Я не буду рассуждать про цинизм в большой политике. Советские политики, может и циничны, но при этом они все же лидировали. И козырем своего лидерства, весьма серьезным козырем был Большой театр. В этом смысле наших современных "лидеров" - "олигархов" кто-то развел просто как мальчишек. И они продувают всухую.
И вот еще: полистала фотографии Уитни Хьюстон. И наткнулась на ее снимок с Горбачевым. Та же сцена, что и с Джавахалалом Неру, только наоборот:
Уитни. Мировая звезда. Удивительный талант. Но не в вакууме же она висит. Вся мощь американского (даже транснационального) шоу-бизнеса, с его мелодистами, оркестрами, черной культурой и музыкой, с его звукозаписью, и пр. и пр. С его индустрией моды и красоты, с его TV-, кино- и фото-миром... с его продюссерами и инвесторами и пр и пр... И все это концентрируется в хоть и не юной (как Плисецкая на момент знакомства с Неру), но не менее прекрасной леди. Которая кроме уникального голоса еще и великолепная артистка, и фотомодель, и умеет подать себя, и на ней произведение искусства от Кардена, на голове - тоже шедевр (может и чужой, но кого это интересует, если это шедевр?), и актриса кино, и вообще интересный человек... и все это великолепие в драгоценностях, платье от кутюр и парфюме, под тонко настроенными софитами беседует с Михал Сергеевичем. У него прямо на фото видно, как отваливается челюсть. При этом Уитни еще на пару голов его выше. Вообще-то это само по себе неплохо. Искусство такая вещь, от которой должны по идее челюсти падать. Оно, искусство, на то и заведено, что бы челюсти падали. А то что же это за искусство, если никто не обалдевает?
Плохо то, что при этом Уитни (как вполне возможно ей и предписывается политиками-лидерами великой державы) обращается с обалдевшим Михал Сергеевичем как с официантом. И очевидная и демонстрируемая слабость русского политика в этом полит рауте не минус ему. А вполне может быть и плюсом: ну ценит человек прекрасное! Это нормально. Было бы нормально, было бы плюсом, если бы Михал Сергеевичу было бы что привезти в Америку следующим своим полит туром "в ответ". Что бы серьезные американские парни тоже слегка обалдели от наших пусть не черных пантер с уникальным голосом, а хотя бы белых лебедей из Большого театра.
Ан нечем ответиь Чемберлену!!!
Вот в том-то уся и беда!
Наши олигархи - русские политические лидеры может в России и круты.
Но на международных турнирах они продувают всухую. И я представляю, как на каком-нибудь рауте "спускают" на нашего российского лидера-олигарха какое-нибудь чудо, концентрат всей мощи великой капиталистической культуры, он эдак роняет челюсть, потому что против искусства, да еще капитализированного не попрешь, а ему так невзначай: "Мы наслышаны про ваши звезды из вашего знаменитого Большого театра." И показывают на весь мир "звезду" А.Волочкову и ее халтуру... И ничего крутые заокеанские парни про sex говорит не будут. На Западе sex. революции давно закончились. И у них сейчас в чести целомудрие.
Они просто продемонстрируют тот отстой, который на сцене Большого случается последнее время. И который сам же российский лидер-олигарх финансирует, разведенный "английскими деятелями" как мальчишка на Волочкову.
По крайней мере такое понимание всего кардебалета в Большом мне кажется более адекватным, чем мусоление sex скандалов и интриг.
социальное загнивание