Заключительная часть про Горицы будет уже касаться именно того места, куда и было анонсировано нам на борту теплохода.
Мы двинулись в Кирилло-Белозерский мужской монастырь.
Монастырь основали монахи Кирилл Белозерский - последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский в 1397 году. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV в. здесь хранилось 210 рукописей. Первой каменной постройкой монастыря был возведенный артелью ростовских мастеров Успенский собор.
В XVI веке рядом с ним появился малый Ивановский монастырь. В те времена монастырь был форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики.
Кирилло-Белозерский монастырь являлся крупным феодалом-землевладельцем. В XV-XVII веках вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой. В конце XV-XVI веков монастырь был одним из центров религиозно-политического течения нестяжателей. В XV-XVII веках монастырь служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати (Вассиан Патрикеев Косой, бояре М. И. Воротынский, И. Шуйский, Б. И. Морозов, Симеон Бекбулатович, патриарх Никон и др.). Монахи монастыря избирались на значимые архиерейские кафедры (например, новгородский архиепископ Пимен).
В 1447 году в монастырь приезжал Василий II (Тёмный), находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от данного тем крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь.
В 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына - будущего царя Ивана Грозного - в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря. Сюда в 1542 году был сослан митрополит московский Иоасаф (Скрипицын).
Монастырь богател, разрастался и несмотря на большой пожар в 1557 году стал крупнейшим каменным сооружением, уступавшим разве что Троице-Сергиевому монастырю.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие хоз-постройки были деревянными.
в 1612-1613 монастырь выдержал осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских феодалов. Во время штурма был убит командовавший интервентами польский полковник Песоцкий.
В 1654-1680 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
1722 в монастырь приезжал Пётр I. Монастырь к тому времени был собственником 21 тысячи крестьян из 16 уездов.
В 1764 указом Екатерины II монастырь был лишён крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы образован город Кириллов и в крепостной стене размещается городская и уездная тюрьма. С этого момента начинается постепенный закат монастыря.
В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев).
А встретило нас не на шутку хмурое небо, с чернильными разводами по всему небосводу.
Вход в монастырь как несколько веков уже через Казанскую башню (1659 г.)
Одна из двух въездных башен Нового города, получила название по находившейся рядом с монастырем деревянной Казанской церкви (позже каменный Казанский собор). Квадратная в плане башня отличается скромностью декоративного убранства. Имевшая вначале шатровое завершение, на рубеже XVIII-XIX вв. башня была увенчана фигурной кровлей со шпилем.
Надвратная икона на Казанской башне
Поближе флигель на Казанской башне (никому ничего не напоминает??)
Далее я начинаю крутиться как юла, чтобы успеть запечатлеть хоть что-то на свою цифромыльницу и не отстать от группы, народу там в наш приезд было просто не протолкнуться и времени в обрез, так что мы несли паровозиком за экскурсоводом, не только в плане того, что один за другим, но и на соответствующей скорости.
Итак, сразу же, по левую руку, не входя еще на территорию монастыря мною запечатлена еще одна башня - Вологодская башня (1656 г.)
Одна из четырех угловых башен Нового города, Вологодская, отличается от трех других восьмигранным планом, большей декоративностью и меньшей высотой. По времени строительства это была первая башня, с которой началось возведение Нового города.
Вологодская башня с внешней стороны монастыря
Вологодская башня с внутреннней стороны монастыря
Здесь видны двухярусные галереи, с которых видно устройство внутреннего двора монастыря, недоступного для туристов, галереи открыты для посещения, но в виду малого времени пребывания в монастыре, просто не успевали их посетить.
По правую руку же находится Московская башня (Ферапонтовская) (1659 г.)
Самое высокое сооружение монастыря, шестнадцатигранная Ферапонтовская башня, была возведена в 1659 году. Все угловые башни Нового города, в том числе Ферапонтовская, имеют одну конструктивную особенность: каждая из них заключает в себе полый кирпичный столб, в верхней части которого находится наблюдательный пункт - "смотрильня". Смотрильня Ферапонтовской башни была украшена изразцами с незатейливым рисунком, от которых сохранились отдельные фрагменты.
Далее пройдя по мощеной дороге, мы приблизились к Святым воротам (1523 г.) и церквью Иоанна Лествичника
Кадвратная церковь Иоанна Лествичника, выстроенная в 1569-1562 гг., после строительства в XVII веке Нового города оказалась внутри монастыря. Храм прежде завершался тремя рядами кокошников, имел две главы. Из трех порталов ныне сохранился один. Вместо кокошников появилась четырехскатная крыша, малую главу разобрали после пожара в XVIII веке, на большом барабане вместо шлемовидного завершения устроили барочную ярусную главку. Значительно лучше сохранился интерьер церкви. В иконостасе уцелели иконы XVI века. Часть икон вывезены в Государственный Русский музей.
Надвратная икона Святых ворот
Далее будет много буковок про Святые ворота и описание фресок, а также много фотографий фрагментов фресок, я сама могу не совсем разобраться с опознанием по описанию фресок, поэтому кому совсем это неинтересно, просто любуемся красотой, проникаемся мастерством мастеров, которые смогли создать и сохранить такие произведения через века (все таки XVI век).
Так что поехали...
Святые Ворота имеют характерную для древней Руси форму двух арочных проездов - большого и малого, перекрытых коробовыми сводами, которые укреплены подпружными арками с железными связями.
В 1585 году Святые ворота были расписаны. На правой стене (при входе в монастырь) меньшей проездной арки помещена надпись, в которой говорится, что «сии врата болшии и меньшие подписал мастер старец Александр своими ученики со Омелианом да с Никитою в лето 7094-е (1585) месяца сентября». Фрески, покрывающие оба пролета Святых ворот, записаны, поэтому о качестве их судить трудно.
Существует предположение, что живопись выполнена местными красками, подобно тому как за восемьдесят лет до работы старца Александра писал в Ферапонтове Дионисий. Возможно, что меньшая проездная арка была расписана Омелианом (Емельяном), поскольку здесь среди прочих святых изображен Емельян, вероятно, патрон художника.
В больших воротах на своде помещены Саваоф со святым духом, на арке - деисус. На правой стене расположены композиции «Собор архангела Гавриила» и «Введение»; на левой - «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Успение богородицы». На столпах - различные святые, в том числе Кирилл и Сергий.
По другую сторону деревянных решетчатых врат, в той же большой арке слева изображено «Обретение главы Иоанна Предтечи», справа - «Чудо архистратига Михаила», на сводах - «Христос Вседержитель» и «Троица» ветхозаветного типа. Под «Троицей» проходит тябло, украшенное характерным для народного крестьянского искусства узором. Чуть дальше на левой стене больших ворот помещена еще одна композиция «Бегство в Египет». Она написана в XVII веке; в описи 1601 года, весьма подробно перечисляющей состав фресок Святых ворот, она не упоминается. Эта композиция довольно любопытна и редка по своей иконографии. Хороши также орнаментально-условные деревья, трактованные в духе народного творчества. Роспись Святых ворот дает представление о местной школе фрескистов, сложившейся в Кирилло-Белозерском монастыре в середине XVI века.
Изображения князя Владимира
Свод малых врат.
Изображения князя Мстислава
Левая часть больших ворот - Успение Богродицы
Свод больших ворот - «Христос Вседержитель» и «Троица» ветхозаветного типа, Саваоф со святым духом и др.
При виде фресок я впадаю в ступор, для меня почему-то перестает существовать окружающий мир, могу бесконечно их рассматривать, но, к сожалению, в моей коллекции их очень мало, потому что фотографирую только внешние, а внутри церкви мне откровенно мешают рассматривать "соглядатаи" в виде бабушек-служек.
Что ж, двигаемся дальше :).
Фрагмент стены Казенных палат (XVI в.)
Фрагменты Монашеских келий (Северный корпус)
.....
Косая башня (Караульная) (1662 г.)
Вторая въездная башня Нового города, Косая, первоначально имела значительно большую высоту. В конце XVIII века башня обвалилась, и была сохранена только на высоту ограды. При этом была переложена выходившая внутрь монастыря стена башни, а внутренние ворота заложены. Название "Косая" башня получила за то, что въезд был сооружен не под прямым углом к плоскости стены башни. Фигурная кровля со шпилем относится к концу XVIII - началу XIX вв., до этого башня завершалась шатром.
И начинается самая насыщенная архитектурой часть монастыря.
На некоторых фотографиях буду указывать по несколько объектов, постараюсь более детально давать приметы про что именно пишется.
Церковь Кирилла Белозерского (1781-1784 гг.).
Храм над гробницей основателя монастыря Кирилла, пристроенный к южной стене Успенского собора, выполнен в формах позднего барокко. Придел на этом месте существовал и ранее, с конца XVI в., но спустя 200 лет древний храм был разобран "за ветхостью". Можно предположить, что по формам он был сходен в находящейся с севера Владимирской церковью, но был крупнее по размерам. Внутренняя планировка храма XVIII века не вполне соответствует его внешнему облику: то что представляется как церковь, на самом деле являлось лишь ее алтарной частью. Церковь перестраивалась в 1825 г.
...
Церковь Епифания (1645 г.)
В 1645 году рядом с Владимирской церковью был построен еще один храм-усыпальница, церковь Епифания над могилой князя Ф.А.Телятевского. Храм построен в формах, повторявших построенную в XVI веке Владимирскую церковь, поэтому его архитектура ближе к XVI, нежели XVII веку. Сооружение достаточно хорошо сохранилось, в интерьере практически полностью уцелел современный храму четырехъярусный иконостас.
На переднем плане, маленькая округлая, с небольшим зеленым куполком.
Владимирская церковь (1554 г.)
В 1554 г. с северной стороны Успенского собора вплотную к собору был пристроен храм Владимира. Эта небольшая придельная церковь стала усыпальницей князей Воротынских. Храм не избежал переделок: в XVIII веке его крыша стала четырехскатной, окна - прямоугольными. Интересна луковичная, покрытая лемехом глава храма, сооруженная в 1631 г. и сохранившаяся почти без изменений. Дошедший до нас иконостас датируется 1827 годом.
Успенский собор (1496 г.)
Одной из первых каменных построек русского Севера стал Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1496 г.). В ахитектуре Успенского собора обнаруживаются черты московского зодчества конца XIV - начала XV веков. Стены, расчлененные лопатками и украшенные орнаментальными поясами, завершались закомарами килевидной формы. Выше следовали еще два рядя кокошников. Облик храма был искажен в XVIII веке, когда были произведены переделки в духе господствовавшего тогда стиля барокко. Иконостас собора, также существенно переделанный в XVIII веке, был в свое время одним из крупнейших. До настоящего времени сохранилось в общей сложности около 60 икон из иконостаса Успенского собора XV века. Настенные росписи, выполненные в 1641 г., были покрыты в 1838 г. слоем масляной живописи. Восстановление древних росписей началось в 1970 г. С севера к собору примыкает паперть, построенная в конце XVI века.
...
Церковь Архангела Гавриила (1531-34)
Церковь Гавриила Архангела (1531-1534 гг.) в своем первоначальном виде отражала те черты, которые внесли в русскую архитектуру итальянские зодчие, приглашенные в Москву Иваном III. Это касается и планировки внутреннего пространства храма, и архитектурной обработки фасадов. Особенно оригинальна была констукция верхней части церкви. Стены завершались ярусом с большими проемами, в которых висели колокола. Церковь имела две главы - большую и малую. В 1638 году верх здания был перестроен. В ходе дальнейших перестроек в XVIII-XIX вв. были сломаны главы, уничтожен второй ярус кокошников. Вплотную к церкви пристроили колокольню.
На переднем фоне Церковь Гавриила Архангела (под темной кровлей), на заднем плане купол Успенского собора.
Фрагменты стен Церкви Гавриила Архангела
....
Колокольня (1781-1784 гг.)
В XVI веке функцию монастырской колокольни выполняла звенница над храмом Гавриила, однако она перестала вмещать колокола, и рядом была поставлена новая колокольня. Это сооружение просуществовало до середины XVIII в., когда было разобрано из-за ветхости. Нынешняя колокольня построена на то же месте в 1757-1761 гг. Архитектура колокольни принадлежит типу, нашедшему распространение на севере Руси в XVIII веке. Похожие памятники сохранились в некоторых других северных городах: Великом Устюге, Соликамске и др.
....
Введенская церковь (1554 г.)
Построенная в 1519 г. Введенская церковь с трапезной палатой явилась вторым после Успенского собора каменным сооружением монастыря. Церковь и палата подверглись значительным искажениям. Вместо разобранного каменного барабана над храмом соорудили деревянную главу, обитую железом. Была изменена форма кровли, растесаны окна и двери. В одностолпной, квадратной в плане трапезной (17.5 X 17.5 м), взамен столба были устроены два ряда деревянных колонн. Иконостас в церкви не сохранился.
Большая Мереженная (Белозерская) башня (1660-е гг.)
Северо-западная угловая башня, называемая Большой Мереженной имеет также другое название - Белозерская, поскольку с этой стороны из монастыря выходила дорога в сторону Белозерска (аналогичное происхождение имеют названия других башен Нового города: Ферапонтовская - по дороге ведущей в Ферапонтово и Вологодская - в Вологду). Большая Мереженная башня выстроена по типу построенной ранее Ферапонтовской. Отличительной ее особенностью является кровля в форме купола, появившаяся в начале XIX века.
На переднем плане видны укрепления Успенского (Большого) монастыря (XVI в.), далее на втором плане виден второй ярус стен Нового города ( XVII в.), под этим ярусом находятся тюремные кельи, между укреплением и стеной имеется небольшой двор.
Фрагменты Малой Мереженной башни (конец XVI в.)
Поваренная башня (1761 г.)
Поваренная башня была построен одновременно с Хлебенной в XVII веке, однако в 1761 году Поваренную башню разобрали и возвели заново от основания. Небольшая, квадратная в плане башня получила свое название по находившейся рядом поварне.
....
Свиточная башня (конец XVI в.)
Свиточная башня, квадратная в плане, сохранилась от первоначальной каменной ограды монастыря конца XVI века. Название башни связано с тем, что в нижней ее части находилось жилое помещение для людей, стирающих одежду ("свитки").
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня (1595 г.)
Преображенская церковь, построенная в 1595 г. над воротами, выходящими к Сиверскому озеру, во многом повторяет церковь Иоанна Лествичника, но имеет и отличия. Архитектура ворот выглядит скромнее, что соответствует их статусу. Живописно выглядит трехглавое завершение, сдвинутое от центра к востоку. Преображенская церковь - единственная из монастырских храмов, имеющая двустолпную конструкцию (остальные либо четырехстолпные, либо бесстолпные). Преображенский храм, как и другие сооружения монастыря, подвергался неоднократным переделкам. В XVIII веке были сломаны главы и на их месте воздвигнута бутафорская деревянная главка (впоследствии разрушенная ударом молнии). Ныне церковь реконструирована. Большую ценность представляет хорошо сохранившееся внутреннее убранство храма.
.....
....
Евфимиевская церковь (1646 г.)
Шатровая церковь Евфимия построена рядом с Больничными палатами в 1646 г. Основной объем храма (куб) и алтарная апсида в точности повторяют церковь Епифания, выстроенную в монастыре годом раньше. Что касается шатрового завершения, то прототипом послужила больничная церковь Зосимы и Савватия, сооруженная в 1630-х гг. в Троице-Сергиевом монастыре. Стены Евфимиевской церкви завершаются кокошниками, ряд кокошников находится и у основания шатра. В XVIII веке конструкция крыши была изменена, но ныне церковь реставрирована, кокошники восстановлены. С юга к церкви примыкает небольшая трапезная, несущая на себе настенную звонницу, похожую на псковские и новгородские.
На фотогарфии слева виден шатер Свиточной башни.
....
Кельи (домик келаря) (XVII век)
Обратная сторона Домика Келаря
Берег Сиверского озера (вышли как раз через Водяные врата)
Мостовая перед Церковью преподобного Кирилла Белозерского
И напоследок фотофрагменты монастыря
Жернова около Поваренных (Уксусных) келий (1680-е гг.)