О дыхании (продолжение)

Nov 23, 2012 10:52




Говоря о дыхании во время пения, в первую очередь говорят о выдохе. Это и логично. Смотрим на хорошего певца и задаемся очевидным вопросом, как он (или она) так красиво поет длинную фразу на одном дыхании. Когда мы слышим пение, мы слышим именно выдох. Но умение сделать этот выдох зависит и от того как мы вдыхаем, и как мы задерживаем дыхание. Одно дыхание, на котором поет певец включает все этапы - вдох, задержку дыхания и выдох.


Я писала, что при пении лучше пользоваться диафрагмальным типом дыхания. Тут можно немножко (совсем чуточку) углубиться в анатомию. Как я уже писала, диафрагма - мышца, которая отделяет легкие от других внутренних органов, она имеет купольную форму. При диафрагмальном типе дыхания вдыхаемый воздух заполняет нижнюю часть легких и диафрагма опускается, сокращаясь. Если положить ладони чуть выше поясницы, при таком вдохе чувствуется легкое расширение нижних ребер и может выпячиваться живот. При выдохе она возвращается в свое первоначальное положение.
Очень милая схемка по этой теме есть у википедии:


В сравнении с этим другой тип дыхания - грудной - предполагает, что при вдохе поднимаются плечи (за счет этот увеличивается объем легких) и диафрагма почти не двигается.

При первом типе дыхания создается ощущение мышечной поддержки процесса дыхания. В этом случае происходит естественное задействование всего мышечного корсета в дыхании. А именно это и нужно для опоры звука.

Следующие шаг в процессе одного дыхания - это его задержка. Так уж устроен человек, что как только происходит вдох, организм сразу настроен сделать выдох. Это рефлекс, благодаря которому мы дышим всю нашу жизнь. В пении мы, конечно, не боремся с этим рефлексом, а принимаем его во внимание. Нам нужен контролируемый выдох от самого начала звука (а звук должен начинаться вместе с выдохом, не раньше и не позже) до самого его конца. Если не делать задержку дыхания, то есть риск потерять большую часть воздуха, который мы набрали, при первом же звуке. Это микроскопический момент времени, мгновение разделяющее вдох и выдох. Это мгновение позволяет почувствовать набранный объем воздуха и «рассчитать» его расход.

Дальше происходит собственно выдох и звук, одновременно. Выдох должен быть опертым, поддерживаемым мышцами. Тут мы возвращаемся к образности. Образность ощущений во время пения очень хитрая вещь, потому что она субъективна. А субъективные ощущения одного человека могут совершенно по другому интерпретироваться другим человеком. И в этом, я должна сказать, одна из самых ключевых сложностей вокальной педагогики. Я думаю, к разным образным описаниям опоры я подойду как-нибудь отдельно ,) Но одно из моих любимых звучит как - «ощущать жернова». Этот образ касается ощущения того, что воздух который мы набрали расходуется очень медленно, он бы «хотел» уже выдохнуться, но мы его «не пускаем». То есть с одной стороны, мы диафрагмой подталкиваем воздух «на выход», с другой стороны «на выход» мы пускаем его очень ограниченно, и он как между жерновами, между двумя силами, сдавлен (еще раз очень жирно подчеркиваю, что описания ощущений - это полный субъективизм). Это давление рождает силу звука, как говорят вокалисты «опертый звук».

Еще несколько важных замечаний о дыхании.
При дыхании в пении нужно понимать, что длинна фразы зависит не столько от количества набранного воздуха, сколько от умения его расходовать. Каждый сделанный вдох должен быть израсходован, и если всегда стараться вдохнуть как можно больше, это скорее приведет к ощущению «сейчас лопну», чем поможет спеть длинную фразу. Воздуха должно быть достаточно, не больше и не меньше.
Еще на дыхание очень сильно влияет, то как мы себя держим, осанка (в украинском языке очень емкое слово - «постава»). Очень трудно свободно дышать в скрюченном состоянии.

И еще один момент, я не раз слышала, что дыхание процесс естественный, и таким его нужно оставлять в пении. И я с этим не спорю, в процессе опоры звука нет ничего противоестественного. Но все таки, мне кажется довольно очевидной разница в естественном дыхании во время чтения книги, во время разговора, во время бега и во время пения. У пения нельзя отнять того, что это физический труд, и большая часть «физического» состоит как раз в дыхании, которое требует оптимальной техники, для воспроизведения разнообразных по длине и характеру музыкальных фраз.

П.С. У диафрагмального дыхания есть еще другие название - нижнереберное, костоабдомиальное, еще говорят «дышать животом». Считается, что от природы так чаще дышат мужчины, а женщины чаще используют грудной тип дыхания. В разных физических активностях пользуются разными типами дыхания. К примеру, йога требует диафрагмального дыхания. Где-то мне встречалась информация, что танцоры пользуются грудным дыханием. 
При этом разделение на два типа дыхания очень условное, так как существует еще некоторое количество смешанных типов дыхания, которые применяются в разных видах спорта, но для понимания сути дыхания в пении можно немного упростить классификацию,)

П.П.С. Думаю к вопросу «дыхания» я еще не раз буду возвращаться, чтоб описать этот процесс как можно проще.

будни вокалиста, теория пения, дыхание

Previous post Next post
Up