Все на самом деле себе это очень хорошо представляют - это когда человек голосом создает мелодию, мелодия сопровождается эмоцией и (чаще всего, но не обязательно) словами. Это такое объяснение «от себя». Все довольно просто и понятно, сложных истин нет. А вот как происходит это «создание мелодии», как работает голос объяснить с лёту уже сложнее. И самый интересный вопрос, можно ли научиться петь?
Мое субъективное мнение - можно. Очевидно, что стартовые способности облегчают или усложняют этот процесс, но в итоге всегда важен вложенный труд.
Теперь объяснение, как это происходит (попытка описать простыми словами).
Пение - процесс психофизический. В нем есть работа нервной системы, как на уровне рефлексов и эмоций, плюс физические действия, все вместе приводит к результату «пою-уууу». Поэтому при обучении человек настраивается на оптимальное использование своих физических и эмоциональных возможностей.
В плане физиологии "научиться петь" - это научиться управлять своим телом, чтоб получать нужный (красивый) звук без вреда для организма (о субъективности «красивого» звука можно поговорить отдельно).
Соответственно, когда мы учимся управлять телом, мы опираемся на ощущения нашего организма, которые возникают при пении.
Эти ощущения касаются:
дыхания - нужно уметь осознано набирать, удерживать и расходовать дыхание при пении.
резонирования - когда мы делаем любой звук, то, каким он получается, зависит не только от того, как смыкаются голосовые связки, сколько от того, как резонирует наш организм.
работы глотки, ощущений во рту, артикуляции - те ощущение, которые связаны с тем, что во время пения происходит движение глотки, челюсти, языка, неба - всего, что может двигаться внутри нас в процессе извлечения звука.
Звук человеческого голоса происходит от того, что колеблющиеся голосовые связки смыкаются под действием выдыхаемого воздуха. Это звук довольно тихий и небольшой, но он распространяется в пространстве по законам физики, и для его усиления работает такое явление как резонанс.
Задача певца (одна из), если немного схематически описать - доставить звук в резонаторы. Резонаторы - это твердые и пустые части нашего тела, при попадании в которые звук, который создали голосовые связки, усиливается - резонирует (не требуйте от меня описания физики, это не моя стезя, я пользуюсь уже результатом, и я честно стараюсь не привирать в научной части).
Для наглядного понимания можно представить гитару и лук - звук от натянутой струны лука очень маленький, а звук струны гитары богаче по всем параметрам (тембрально окрашен, громче, дольше), потому что резонирует _твердая и пустая_ дека гитары, в которую он попал.
У человека два резонатора - грудная клетка и голова.
Ощущение резонанса в груди знакомо всем - если положить руки чуть ниже ключицы и поговорить (для усиления эффекта можно говорить низко), то руки почувствуют легкую вибрацию.
В черепе, кроме самой черепной коробки, есть очень чудесные мелкие полости, которые усиливают резонанс. Ощущение резонанса в голове можно очень легко почувствовать, если сделать немного плачущий стон через нос (не горлом, а будто выдыхая) - появляется легкое давление изнутри в районе переносицы. Приблизительно на таких ощущениях строится поиск наилучшей точки (или скорее небольшой области) резонанса в голове. Это так называемая "вокальная маска", которая представляет собой треугольник «переносица - верхняя челюсть».
Эти ощущения - дыхание, резонанс - очень тонкие. К ним еще нужно добавить процесс "доставления звука" от голосовых связок в верхний резонатор, чтоб он не "потерялся" в мягких тканях глотки и неба, то есть требуется навык определенной организации полости рта (например, навык удержания глотки в одном положении, не зависимо от произносимых гласных и интервалов, навык поднятия неба).
Технически певцу нужно научиться это все чувствовать и управлять организмом на основе этих ощущений.
Но эти технические элементы очень сложно развивать в отрыве от изучения произведений (разучивание арий, романсов, песен, анализ их художественной и смысловой сторон произведений) . Да и не нужно, потому что в процессе эмоционального исполнения включаются психические процессы, которые помогают управлять звуком.
Представьте себе котенка на руках и свой голос, с которым вы к нему обращаетесь... а потом с каким голосом его же ругаете за проказу. Эти эмоциональные интонации очень помогают интуитивно найти правильные ощущения. Как я писала в начале, пение - процесс психофизический, обе составляющие влияют друг на друга, и никогда друг от друга не отделяются.
При обучении пению может еще первоначально требоваться развитие музыкального слуха человека (людей которым действительно "медведь на ухо наступил" мало... еще меньше чем вы представляете).
Очень часто фальшивое интонирование происходит от того, что у человека нет координации между слухом и голосом. То есть организм не привык воспроизводить звук определенной высоты по своей же команде, и не привык различать звук. И это можно развивать. Это, конечно, возвращает к вопросу к вложенному труду, но если очень хочется, то почему бы и нет ,) .
О всех этих технических и психологических аспектах процесса, конечно, можно говорить намного детальнее и узконаправленнее. Что я и собираюсь делать.
пс. Картинка найдена на просторах интернета, источник не помню, к сожалению.