Вечная слава и честь

Aug 28, 2018 03:12

Люди уходят. Время уходит. Страшно, что нечто уходит с ними безвозвратно.

Я приехал тогда со своей невестой на Кубань к родне будущей жены - типа на смотрины. Её бабушка, овдовев, недавно вышла замуж заново и про своего "нового" деда моя любимая знала немного, а я совсем ничего. Нас встретили на станции. Она - статная кубанская казачка, он - щуплый и прихрамывающий мужичок. Я, увы, даже не помню, как его звали... Приняли нас уважительно, а "хозяин" на радостях и по поводу тут же пристроился выгонять в погребе свежего сливого первача, да там и заснул...
Утром, когда мы по очереди принимали летний душ, я обратил внимание на его ноги. Ниже колен - будто в анатомическом театре. Все мыжцы, вены и сухожилия - под тонкой прозрачной кожей.
Об этом и история. Узнал я ее много позже той поездки.
Когда пришли немцы, мальчишка стал партизанским связным. Носил записки со станицы в горы и назад. Раз дали ему переправить взрывчатку в корзинке, а не повезло. Налетел на немецкий патруль. Дотошный попался. Засунули его в сарай у школы - ихней резиденции. Дальше должны были отправить для подробных допросов в Краснодар, а потом повесить... Но мальчишка дожидаться не стал. Пальцами расковырял землю под стеной и ночью выцарапался наружу. Выскочил, а бежать непонятно куда. Дернулся туда, сюда... Тут караул, там фонарь, вот и какие-то немцы идут по площадке... Парень метнулся и ... одно укромное место нашел. Сортир. Только те немцы тоже туда шли. Жизнь дороже - он и нырнул в очко...
Сутки сидел он там по колено в дерьме... Срали на него, ссали... В следующую ночь случилась тревога, наш налет, суматоха - его удача. Вылез и побежал к околице - уже, считай, ничего не боясь... В речке обмылся, всю одежду скинул и в чем мама родила двинул в предгорья... Пока добежал, взяла его лихорадка. И била жутко. Не просто жутко, а ЖУТКО. Хорошо, что к партизанам летал самолётик По-2. Засунули мальца в грузовой отсек и - к своим. А там - до конца войны и после лечили-лечили-лечили-лечили... Кожа с него сходила пластами - и не приживалась. Но человек живуч! Везде-таки прижилось, кроме как где стоял он погружась - от колен и ниже. Там жуткой экземой все вышло - и осталось.
Получил парень партизанскую медаль, а хвастаться ею стыдно. Его за нее немцы с головы до ног гавном залили... Но жизнь шла... Раз женился, овдовел бездетно, потом за рукастость и домовитость его бабка моей жонки прибрала, хоть и пьющего... Никто и не вспоминал про военную его историю.

А я вдруг сегодня вспомнил... Война - она и такая была...

И не спросишь уже - некого - как же его звали! Партизана! Героя! А станица была - Северская.

Вечная память и честь!
Previous post Next post
Up